Когда мы входим в храм, нас со всех сторон окружают лики святых, изображенных на иконах — их суровые, задумчивые или печальные глаза как будто вглядываются в душу каждого человека и поневоле заставляют задуматься о бренности земной жизни.
Иконы издавна пишутся на деревянных досках различного размера, которые предварительно подготавливают к нанесению изображения определенным образом. Слово » икона» происходит от греческого слова » эйкон», и означает » изображение», » образ» или » подражание».
Существует особый вид живописи, который называется иконопись — написание икон, живописного изображения бога и святых великомученников, а также картин на различные сюжеты из Библии.
Происхождение иконописи.
В христианской традиции иконопись возникла еще в IV веке нашей эры, хотя самые первые изображения святых до наших дней не сохранились. На сегодняшний день древнейшими принято считать византийские и коптские иконы, датированные VI — VII веками нашей эры. Эти бесценные реликвии находятся в монастыре Святой Елены на Синае.
Иконопись возникла на основе существовавшего ранее искусства портретной живописи. Во время раскопок в оазисе Фаюм в Нижнем Египте были найдены портреты древних людей, живших в те далекие времена — примерно в I — III веках до нашей эры. Эти ценные исторические находки получили название » фаюмские портреты», и именно их исторички считают предшественниками иконописных изображений более позднего периода.
Дело в том, что лица, изображенные на фаюмских портретах, имели поразительное сходство с сохранившимися древнейшими образцами икон по технике своего художественного исполнения, а также особенностям используемых материалов — деревянным доскам и восковым краскам.
Поклонение верующих ликам святых, изображенных на иконах, тоже объясняется очень просто. Изображения на иконах в полной мере соответствуют представлениям людей о внешнем облике тех, кому нужно поклоняться, потому что они своим скорбным и печальным видом вовсе не похожи на живых людей с их радостями и горестями.
Однако есть и другая трактовка этого явления. Некоторые историки склонны объяснять традицию поклонения иконописным портретам заимствованной еще со времен существования Римской империи, особенно в ее восточных провинциях, где почитали портретные изображения цезарей и прославленных полководцев.
Появление икон на Руси.
В качестве атрибутов религиозной обрядности иконы существуют далеко не во всех религиях, а только в христианстве и буддизме. На Руси первые иконы появились одновременно с введением христианства — в X веке.
Поскольку в Древнюю Русь православие пришло из Византии, то и иконы сначала были исключительно греческого, византийского происхождения. Но уже с начала XI века вместе с греческими художниками — иконописцами работали и русские мастера.
До настоящего времени сохранилось только две иконы того периода. Это икона » Владимирской богоматери» XI века, написанная рукой византийского мастера, которая хранится в Третьяковской галерее. А вторая — это икона с изображением Петра и Павла неизвестного автора, которая находится в собрании Новгородского историко — художественного музея.
Дело в том, что вплоть до XVII века среди иконописцев было не принято подписывать свои произведения, считая что творят во славу Господа. И поэтому многие выдающиеся иконы вызывают споры относительно принадлежности тому или иному автору.
Надо ли говорить, какую роль играли иконы в оформлении интерьера жилого дома в старину? Иконы, как неотъемлемая часть религиозной атрибутики находились в каждом доме, независимо от уровня достатка своих хозяев. Так, одна или несколько икон обязательно висели в углу даже самого нищего жилья. А уж в хоромах знатных и богатых горожан был целый иконостас роскошно оформленных икон.