Одной из наиболее интересных отраслей в игрушечном промысле Сергиева Посада стало изготовление кукол. В производстве игрушек красавицы-куклы составляли самостоятельную ветвь, а полученные изделия пользовались невероятно высоким спросом у покупателей.
Кустарей-кукольников называли здесь мастерами » личного дела» или » головочниками». Оформлением кукол занимались также специальные мастерицы-«одевальщицы». Профессия одевальщицы кукол в Сергиевом Посаде стала новым видом исключительно женского ремесла, которое быстро распространилось и стало популярным в народе.
В работе использовался большой набор материалов. Для отделки применялись цветная бумага, птичьи перья, лоскутки, мех, кожа, бронзовый порошок и многое другое. В кукольный костюм вводились ленты, канитель, позумент, кружева, бусы, бисер.
В зависимости от сложности работы и стоимости полученного изделия всех кукол делили на три группы. Самые дорогие куклы — в изысканных одеждах из батиста, бархата и ажурного кружева. Игрушечных красавиц подешевле принято было одевать в прочные костюмы из плотных, тяжелых тканей. Костюм самых дешевых кукол был просто нарисован на игрушке или собран из отдельных наклеенных лоскутков. Временной отрезок производства кукол совпадает с периодом расцвета сергиевских игрушек из папье-маше.
Благодаря ярким, наиболее характерным чертам внешнего вида каждая кукла получила название. Среди них можно выделить следующие разновидности:
- Пеленашка
- Матрешка
- Скелетка
- Талия
Итак, самые дешевые сорта кукол выполнялись » на клею», то есть одежда наклеивалась на фигурку и уже не снималась с нее. Инструментами » одевальщиц» были лишь ножницы и клей, а материалом — кусочки цветной бумаги, марли, ситца, коленкора.
Так, наскоро, » на клею» наряжены в кумачовые платья, ситцевые переднички и яркие бумажные шляпки куклы-«скелетки». Их маленькие хрупкие фигурки собраны на шарнирах из тоненьких, как косточки, токарных и резных деталей — отсюда и название » скелетки».
Более дорогих кукол с головками из папье-маше, мастики или фарфора одевали в клееную и отчасти сшитую одежду. Наряд же дорогих кукол требовал немалого искусства — мастерицы умели кроить, шить, вышивать, работать с бисером.
Особенно красивы куклы-«талии», названные так за изящную фигурку. Их белые лица с пунцовым румянцем и маленьким ротиком, с темными бусинами стеклянных глаз, с четко очерченной линией черных волос привлекают особой » кукольной» красотой.
Легкие, набитые шуршащей соломой фигурки » талий» одеты в длинные платья из желтой и розовой марли или мелкоузорного ситца, отделанные кружевными оборками, бумажными лентами и бантами. Любопытная подробность — это похожие на настоящие руки кукол с пальцами, мастерски скрученными из тончайших бумажных трубочек.
Костюм составлял пластическое целое с самой куклой, определял ее размер, пропорции, силуэт. Для него чаще всего шли жесткие, грубые, торчащие ткани, а мягкие, прилегающие сажались на бумажный чехол, чтобы лучше держать форму.
Костюм определял и цветовое орнаментальное решение игрушки, от него во многом зависели ее декоративность и зрелищность. В кукольной одежде соблюдались и модные принципы. Фасоны платьев, хоть и условны, но вполне узнаваемы.
Обычно куклу, по традиции, одевали в тот костюм, в каком она впервые появилась на свет. Не один десяток лет наряжали » скелетки» в костюм романтического стиля 30-40-х годов XIX века, а » талии» и в начале XX столетия демонстрировали моду 70-80-х годов XIX века.
С середины ХIX века наибольшее распространение получают недорогие игрушки из папье-маше и мастики с незатейливым движением, звуковым сопровождением (писком) и деталями из ткани, перьев, стекляруса и других материалов. Для их производства использовали специальные деревянные – «Болвашки». Модели проклеивались несколькими слоями бумаги, высушивались, затем разрезались на две части, которые склеивали между собой, грунтовали и расписывали. В собрании музея хранится небольшая коллекция игрушек конца ХIX –начала ХХ века, выполненных мастерами Сергиевского Посада: среди них куклы «Барыни» и «Гусары», игрушки из папье -маше и «Болвашки», наборная игрушка «Троице-Сергиева лавра». Большой интерес представляют пасхальные яйца, елочные украшения, миниатюрные коробочки-шкатулки. В Сергиевском Посаде матрёшка появилась в 1904 году, земские мастерские выкупили ассортимент образцов игрушек московской мастерской А.И.Мамонтова, которая работала при магазине «Детское воспитание». Быстрое признание матрёшки в России и за рубежом обеспечило ей приоритетное место в промысловом товаре Сергиевского Посада. Благодаря усилиям мастеров довольно быстро появилось большое количество вариантов матрёшки. В тематике росписи преобладал «русский стиль». Матрёшки воплощались в образы крестьянок, бояр, былинных героев, исторических и литературных персонажей, иногда их форма использовалась для иллюстрации сказок.
В заключение процесса каждую куклу покрывают масляным лаком. После окончательной сушки и полировки художник приступает к раскраске. В качестве красок используется акварель, гуашь, темпера, реже масляные краски. Несмотря на разнообразие красок, мастера по-прежнему отдают предпочтение гуаши. В нескольких городах работают музеи матрёшки: в Москве — в Леонтьевском переулке, в Нижнем Новгороде, в Нолинске, Калязине, Вознесенском и в Сергиевом Посаде. Экспозиция, посвящённая матрёшкам и иным сувенирам с урало-сибирской росписью, произведённым Туринской фабрикой детской игрушки, выставлена в краеведческом музее г. Туринска Свердловской области.
даже не знала что такие куклы бывают