Сергиевские куклы

сергиевские куклыОдной из наиболее интересных отраслей в игрушечном промысле Сергиева Посада стало изготовление кукол. В производстве игрушек красавицы-куклы составляли самостоятельную ветвь, а полученные изделия пользовались невероятно высоким спросом у покупателей.

Кустарей-кукольников называли здесь мастерами » личного дела» или » головочниками». Оформлением кукол занимались также специальные мастерицы-«одевальщицы». Профессия одевальщицы кукол в Сергиевом Посаде стала новым видом исключительно женского ремесла, которое быстро распространилось и стало популярным в народе.

В работе использовался большой набор материалов. Для отделки применялись цветная бумага, птичьи перья, лоскутки, мех, кожа, бронзовый порошок и многое другое. В кукольный костюм вводились ленты, канитель, позумент, кружева, бусы, бисер.

В зависимости от сложности работы и стоимости полученного изделия всех кукол делили на три группы. Самые дорогие куклы — в изысканных одеждах из батиста, бархата и ажурного кружева. Игрушечных красавиц подешевле принято было одевать в прочные костюмы из плотных, тяжелых тканей. Костюм самых дешевых кукол был просто нарисован на игрушке или собран из отдельных наклеенных лоскутков. Временной отрезок производства кукол совпадает с периодом расцвета сергиевских игрушек из папье-маше.

Благодаря ярким, наиболее характерным чертам внешнего вида каждая кукла получила название. Среди них можно выделить следующие разновидности:

  • Пеленашка
  • Матрешка
  • Скелетка
  • Талия

Итак, самые дешевые сорта кукол выполнялись » на клею», то есть одежда наклеивалась на фигурку и уже не снималась с нее. Инструментами » одевальщиц» были лишь ножницы и клей, а материалом — кусочки цветной бумаги, марли, ситца, коленкора.

Так, наскоро, » на клею» наряжены в кумачовые платья, ситцевые переднички и яркие бумажные шляпки куклы-«скелетки». Их маленькие хрупкие фигурки собраны на шарнирах из тоненьких, как косточки, токарных и резных деталей — отсюда и название » скелетки».

Более дорогих кукол с головками из папье-маше, мастики или фарфора одевали в клееную и отчасти сшитую одежду. Наряд же дорогих кукол требовал немалого искусства — мастерицы умели кроить, шить, вышивать, работать с бисером.

Особенно красивы куклы-«талии», названные так за изящную фигурку. Их белые лица с пунцовым румянцем и маленьким ротиком, с темными бусинами стеклянных глаз, с четко очерченной линией черных волос привлекают особой » кукольной» красотой.

Легкие, набитые шуршащей соломой фигурки » талий» одеты в длинные платья из желтой и розовой марли или мелкоузорного ситца, отделанные кружевными оборками, бумажными лентами и бантами. Любопытная подробность — это похожие на настоящие руки кукол с пальцами, мастерски скрученными из тончайших бумажных трубочек.

Костюм составлял пластическое целое с самой куклой, определял ее размер, пропорции, силуэт. Для него чаще всего шли жесткие, грубые, торчащие ткани, а мягкие, прилегающие сажались на бумажный чехол, чтобы лучше держать форму.

Костюм определял и цветовое орнаментальное решение игрушки, от него во многом зависели ее декоративность и зрелищность. В кукольной одежде соблюдались и модные принципы. Фасоны платьев, хоть и условны, но вполне узнаваемы.

Обычно куклу, по традиции, одевали в тот костюм, в каком она впервые появилась на свет. Не один десяток лет наряжали »  скелетки» в костюм романтического стиля 30-40-х годов XIX века, а » талии» и в начале XX столетия демонстрировали моду 70-80-х годов XIX века.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *