Сергиевские игрушки из папье-маше

сергиевское папье машеВ начале XIX века в Сергием Посаде возникло и вскоре широко развилось производство лепной бумажной игрушки из папье-маше. Уже тогда существовали крупные мастерские, где работали одновременно мастера разных специальностей: резчики, » лепилы», » красилы», » отделывальщики».

Мастерские получали заказы на игрушки из Москвы и Петербурга, сбывали их на Киевской, Нижегородской и других ярмарках. Действовало в Посаде и множество мелких семейных мастерских, изготовлявших какой-либо один вид игрушки. Мужчины, как правило, лепили, женщины расписывали, а дети помогали в отделке. Производство лепных игрушек было полностью ручным и потому чрезвычайно трудоемким.

 

Кормилица ( конец XIX- начало XX века). Кошка с собакой на " пищике" ( II половина 19 века). Лисичка на " пищике" ( 1918 - 1919 годы).
Кормилица ( конец XIX- начало XX века). Кошка с собакой на » пищике» ( II половина 19 века). Лисичка на » пищике» ( 1918 — 1919 годы).

 

Модели, называемые » болвашками», делали лучшие резчики по специальным заказам. Резчик » болвашек» владел мастерством скульптора и конструктора одновременно. Он создавал игрушку-скульптуру из древесины, служившую рабочей моделью для игрушки из папье-маше.

 

Мальчик и петух на " пищике" ( ii половина 19 века).
Мальчик и петух на » пищике» ( ii половина 19 века).

 

Для приготовления лепной массы размачивали » сахарную» и » кульковую» бумагу, подмешивали муку, клей, мед, скипидар и лак. Готовую форму обклеивали бумагой, проглаживая руками и простукивая палочкой, подправляя выемки, старательно лепили губы и брови у кукол, морду и ноги у коней.

 

Кошка на " пищике" ( II половина 20 века). Мяч " гремучий" - погремушка ( начало XX века).
Кошка на » пищике» ( II половина 20 века). Мяч » гремучий» — погремушка ( начало XX века).

 

Сушили игрушки 2-3 дня, зимой на печках, на полках под потолком. Летом — на улице: на крылечках, поленницах, крышах сараев. Высушенную форму разрезали ножом на две части, снимали с модели и склеивали клейстером, потом связывали обе половинки веревкой.

После следующей однодневной просушки подрезали неровности и по шву наклеивали бумажные полоски. Затем грунтовали, шкурили, окрашивали, расписывали, и под конец покрывали лаком.

Папье-маше обогатило игрушку новыми ценными качествами. Легкий материал позволял формовать крупногабаритные изделия, которые можно было оборудовать механизмами движения и звука.

 

Пуделек на " пищике2 ( вторая половина XIX века).
Пуделек на » пищике» ( вторая половина XIX века).

 

Папье-маше свободно комбинировали с другими видами материалов, среди которых можно назвать следующие:

  • Мастика
  • Дерево
  • Бумага
  • Ткань

Особый эффект заключался в росписи и отделке бумажных лепных игрушек. Яркий колер клеевых красок, глянец лака, блеск бронзовой и алюминиевой краски придавали им особую красочность и нарядность. Игрушки нравились не только детям, но привлекали внимание взрослых. Их покупали для оформления небогатого интерьера горожане, жители пригорода и деревень.

 

Мужик с медведем - каталка ( папье-маше, дерево). Автор - А. А. Рыжов ( 1880-е годы).
Мужик с медведем — каталка ( папье-маше, дерево). Автор — А. А. Рыжов ( 1880-е годы).

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *