Образ тройки занимал значительное место в русском искусстве, как народном, так и профессиональном. Сцены выезда на лошадях были любимыми в северодвинских и городецких росписях, служили популярным мотивом народных игрушечных центров — федосеевского, пурехского, богородского.
Их изображение стало традиционным в лукутинских и федоскинских лаках, где эти сюжеты были свободными копиями популярных картин А. О. Орловского и П. Н. Грузинского, несколько измененными личным вкусом и жизненными наблюдениями мастера.
Совсем иные тройки в палехском искусстве, особенно у И. И. Голикова ( 1887 — 1937 годы жизни). Эта тема проходит у него несколько этапов и оформляется в образ-символ, олицетворяющий новую Россию. Художник создал десятки вариантов этой композиции, используя разный материал: папье-маше, металл, стекло, фарфор.
Тройка Голикова — то праздничное катание влюбленных, то сцена нападения на путников волков, в которой передана ярость борьбы, то это обобщенный образ, созвучный гоголевской » птице — тройке». Чувство современности выражалось художником в символических образах, в окрыленных ритмах и динамичных композициях.
Миниатюра на металлическом подносе изображает следующую сцену: возок в форме морской раковины с влюбленной парочкой и возницей стремительно летит в снежной круговерти. Тройка алых коней в золотых завитках грив, словно фантастический цветок, рождается на черном фоне. Золотые поводья взвились над ней, ритмически усиливая стремительность бега. Экспрессия, эмоциональная насыщенность образа приобретают значение символа бурного ритма новой жизни.