Поднос » Тройка» И. Голикова

поднос тройкаОбраз тройки занимал значительное  место в русском искусстве, как народном, так и профессиональном. Сцены выезда на лошадях были любимыми в северодвинских и городецких росписях, служили популярным мотивом народных игрушечных центров — федосеевского, пурехского, богородского.

Их изображение стало традиционным в лукутинских и федоскинских лаках, где эти сюжеты были свободными копиями популярных картин А. О. Орловского и П. Н. Грузинского, несколько измененными личным вкусом и жизненными наблюдениями мастера.

Совсем иные тройки в палехском искусстве, особенно у И. И. Голикова ( 1887 — 1937 годы жизни). Эта тема проходит у него несколько этапов и оформляется в образ-символ, олицетворяющий новую Россию. Художник создал десятки вариантов этой композиции, используя разный материал: папье-маше, металл, стекло, фарфор.

Тройка Голикова — то праздничное катание влюбленных, то сцена нападения на путников волков, в которой передана ярость борьбы, то это обобщенный образ, созвучный гоголевской » птице — тройке». Чувство современности выражалось художником в символических образах, в окрыленных ритмах и динамичных композициях.

Миниатюра на металлическом подносе изображает следующую сцену: возок в форме морской раковины с влюбленной парочкой и возницей стремительно летит в снежной круговерти. Тройка алых коней в золотых завитках грив, словно фантастический цветок, рождается на черном фоне. Золотые поводья взвились над ней, ритмически усиливая стремительность бега. Экспрессия, эмоциональная насыщенность образа приобретают значение символа бурного ритма новой жизни.

 

И. И. Голиков. " Тройка" ( поднос, 1926 год. Государственный музей палехского искусства).
И. И. Голиков. » Тройка» ( поднос, 1926 год. Государственный музей палехского искусства).

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *