Хохлома своими руками

хохломаЧрезвычайно самобытно искусство хохломской росписи деревянной посуды, которое называют » пламенным» или » огненным», потому что изделия сверкают и переливаются подобно бликам пламени.

Основные приемы » золочения», которое позволяли придавать посуде непередаваемый блеск, были известны мастерам Хохломы  еще в XVII столетии. Приемы эти были позаимствованы у мастеров-иконописцев, применявших их в процессе творения иконы.

 

Расписные изделия хохломских мастеров
Расписные изделия хохломских мастеров

 

Однако золото во все времена было отнюдь не дешевым материалом, поэтому для удешевления стоимости изображений лика святых стали применять серебряный порошок. Икону покрывали светлым лаком, сваренным из льняного масла, а затем помещали в протопленную русскую печь. От высокой температуры лаковая пленка становилась золотисто-желтой, а просвечивающее сквозь нее серебро приобретало сходство с настоящим золотом.

При росписи деревянной посуды серебром покрывали лишь отдельные элементы узора или небольшие участки фона. Ведь серебро — тоже дорогой металл, хоть оно и дешевле золота. Только замена в XIX веке серебра оловом позволила сделать посуду по-настоящему дешевой.

 

Расписная хохломская посуда
Расписная хохломская посуда

 

Теперь уже тонким слоем металла покрывались не только отдельные участки, а вся поверхность посуды. В наше время олово заменено еще более дешевым и доступным материалом — алюминием.

 

Хохломская роспись шкатулки
Хохломская роспись шкатулки

 

Подготовка изделия

Предназначенную под роспись деревянную посуду, выточенную на токарном станке или долбленую, принято называть бельем. Белье изготавливают из хорошо просушенной древесины липы, осины, березы или ольхи. Уже готовую точеную или долбленую посуду еще раз тщательно просушивают и только после этого грунтуют.

 

Изготовление " белья" - заготовок для будущих изделий.
Изготовление » белья» — заготовок для будущих изделий.

 

Грунтовку начинают с так называемого вапления — втирания в поверхность древесины разведенной на воде жидкой глины. Предварительно глину хорошо перетирают и удаляют посторонние примеси. Обмазанное глиной изделие просушивают при комнатной температуре.

Следующий этап грунтовки называется вгонкой. Покрытое тонким слоем засохшей глины изделие протирается льняным маслом — олифой. Затем изделие сушится в течение 4 — 5 часов при температуре 60 — 70* С.

В старину крестьянские мастера сушили изделия в домашней русской печи. Перед сушкой из протопленной печи выгребали угли и выметали золу. Как только температура печи падала до 60 — 70*, посуду ставили на доски и задвигали в печь. Пропитанный маслом тонкий слой глины после сушки образует твердую оболочку, которая закрывает поры древесины и препятствует проникновению внутрь изделия лака и масла, которые применяются при последующей обработке.

Затем приступают к олифлению. На поверхность изделия последовательно наносятся тонкие слои олифы. Первый слой мастер просушивает примерно в течение двух часов, столько же сушится второй и третий слои. Четвертый слой наносится более густо. После этого посуду просушивают в печи при температуре 50 — 60* С.

При этом мастер внимательно следит за состоянием верхнего слоя. Нужно не пропустить тот момент, когда олифа почти высохнет, но еще будет прилипать к пальцам, то есть будет находиться в стадии так называемого мягкого отлипа. Изделие вынимают из печи и приступают к последнему этапу грунтовки — лужению.

 

Лужение и художественная роспись
Лужение и художественная роспись

 

При лужении тонко перетертый порошок олова или алюминия наносится тампоном на липкую поверхность посуды. После просушки изделие, похожее на серебряное, готово к выполнению на нем росписи.

Как вы уже, вероятно, убедились, классическая технология подготовки изделия под роспись довольно сложна и требует много времени. Поэтому начинающим мастерам можно рекомендовать использовать для росписи уже готовые разделочные доски, которые продаются в магазинах хозяйственных товаров. При этом можно применять упрощенные приемы грунтовки и лужения.

Например, на первой стадии изделие покрывается грунтовкой № 138 или 120. В крайнем случае, грунтовку по дереву довольно просто приготовить самим. Измельчите молотком куски хорошо высушенной глины и полученный порошок просейте через мелкое сито. Замешайте его с натуральной олифой ( лучше льняной) до получения консистенции жидкой сметаны.

Вместо глины можно использовать красящие пигменты — сурик или охру. Все эти пигменты представляют собой тонко измельченные порошки глины с различным содержанием окиси железа, определяющей их цвет.

Готовый грунт нанесите на поверхность изделия тонким слоем и просушите в течение суток при комнатной температуре. Затем отшлифуйте изделие мелкозернистой наждачной бумагой. Если же на нем обнаруживаются трещины или выбоины, то поверхность необходимо прошпаклевать шпаклевкой ПФ-002 или другим ее аналогом.

При комнатной температуре шпаклевка высыхает через 20 часов, а при температуре 50* — в течение 6 часов. Так что если вы желаете ускорить сушку, то воспользуйтесь сушильным шкафом. Тем, кто захочет заниматься этим видом народного искусства в домашних условиях, можно рекомендовать воспользоваться духовкой.

Температуру в духовке можно определять с помощью небольшого клочка чистой белой бумаги. Если помещенная в печь бумага обуглится примерно через 1 секунду — значит, температура в печи составляет 300-350* ( при обугливании бумага приобретает буро-палевый цвет и становится хрупкой). Если бумага обуглится через 5 секунд, то температура достигает 270 — 300*. Через 15 секунд — 250-270*, через 30 секунд — 230-250*, через 1 минуту — 200-230*, через 5 минут — 180-200*, через 10 минут — 150-180*. При температуре ниже 100* бумага не обугливается. Эти сведения вам пригодятся также при последующем закаливании изделий в печи.

Теперь высушенную заготовку снова отшлифуйте и нанесите на ее поверхность тонкий слой светлого масляного лака. Лак хорошо растекается по поверхности изделия, образуя равномерный слой, не оставляет следов от тампона и кисти. Высохшая лаковая пленка отличается большой прочностью и блеском. Тонкий слой лака затвердевает через 3 часа, а окончательно высыхает через сутки.

Разбавлять лак можно скипидаром, разбавителем или ацетоном. При этом помните, что лак и растворители огнеопасны, поэтому хранить их нужно вдали от источников огня.

Первый слой лака нужно просушить в течение суток, а затем нанести второй слой — более густой, который просушивают до состояния мягкого отлипа. На этой стадии приступайте к лужению изделия алюминиевым порошком, который можно приобрести в хозяйственных магазинах. Обычно в коробке с порошком алюминия находится флакон с льняным маслом.

Порошок состоит из мельчайших гладких чешуек. Прилипая к лаку, алюминиевые чешуйки распределяются на поверхности изделия в несколько слоев, образуя непроницаемый металлический панцирь. Порошок удобно наносить на поверхность изделия пульвелизатором, а если такового нет — резиновой грушей или мягким поролоном. Обрабатывать изделие алюминиевым порошком следует над широкой посудиной.

Внимательно следите за тем, чтобы на поверхности посуды не оставалось пробелов. Когда изделие будет полностью покрыто порошком, стряхните его излишки и поставьте сушиться при комнатной температуре на сутки. После полного высыхания верхнего слоя предмет можно будет расписывать.

 

Хохломская роспись
Хохломская роспись

 

Разумеется, приступать непосредственно к росписи изделия можно только после того, как вы научитесь уверенно выполнять узоры на бумаге гуашью или темперой. Но прежде чем вы возьмете в руку кисть, внимательно ознакомьтесь с различными видами хохломской росписи и приемами их выполнения.

Опытные хохломские мастера выполняют роспись без вспомогательного рисунка или образца. С учетом особенностей формы мастер на свое усмотрение изменяет цветовые сочетания и начертания декора. Постоянно импровизируя, находит каждый раз особенно выразительное решение композиции. Традиционный набор применяемых при росписи масляных красок довольно скромный:

  • Красная — киноварь
  • Черная — сажа газовая
  • Желтая
  • Коричневая
  • Зеленая

Для каждой краски необходимо иметь несколько кистей. Одни должны быть узкими, с длинным упругим ворсом, другие — короткими и утолщенными. Смоченная водой кисть имеет каплевидную форму с тонким заостренным концом. Для росписи применяются беличьи и колонковые кисти.

 

Хохломская роспись
Хохломская роспись

 

Виды хохломской росписи

Все узоры, применяемые в хохломской росписи делятся на два основных вида:

  • Верховое письмо — травяная роспись и роспись » под листок»
  • Фоновое письмо — роспись под фон и » кудрина»

Травяную роспись чаще всего называют просто травкой. Прихотливо изгибаясь, мазки росписи напоминают знакомые всем с детства и привычные травы: осоку, белоус, луговик… Только на золотых бортах чаши или братины волей художника они сказочно преобразуются, образуя гармоничную орнаментальную композицию.

 

Хохломская посуда
Хохломская посуда

 

Последовательность выполнения росписи

Травная роспись

Расписывать посуду травкой начинают с выполнения крупных элементов, которые служат как бы канвой узора. На поверхность изделия в определенном ритме и последовательности наносятся крупные, плавно изогнутые мазки — листья, затем узкие завитки и мелкие мазочки.

При этом художник постоянно стремится разнообразить рисунок: листочки при кажущейся одинаковости непохожи один на другой. Так, например, мазки наносятся с различной степенью нажима и изогнутости, завершаются острыми или закругленными концами.

В какой-то степени приемы травной росписи напоминают каллиграфические, заимствованные у переписчиков книг. То есть роспись выполняется с нажимом на кисть, как перо при письме. Коснувшись острым кончиком кисти расписываемой поверхности, плавно нажимают на кисть и продвигают ее вперед. А как только достигается необходимая ширина мазка, кисть продолжают продвигать, постепенно поднимая. При этом мазок сужается и становится острым.

Примерно также выполняются все другие элементы травной росписи. Иногда травный орнамент дополняется так называемой припиской, что делает его еще более сложным и выразительным. К элементам приписки относятся составленные из мелких мазков простенькие цветы, колоски и другие растительные формы.

Верховая роспись под листок

Верховая роспись под листок также основана на использовании растительных мотивов. Отличие состоит в том, что вокруг плавно изогнутых стеблей изображаются стилизованные листья смородины, клюквы, черники, калины, а также плоды этих и других растений.

Кроме черной и красной краски, в росписи » под листок» применяются также зеленая, желтая и коричневая. На первом этапе выполнения росписи рисуют черной краской стебель, а затем дугообразные веточки. С обеих сторон стебля круглым штампиком-тычком, вырезанным из фетра или березового гриба-трутовика, наносят кружочки-ягодки, которые группируют по несколько штук вместе.

На следующем этапе кистью рисуют силуэты листьев. Заканчивают роспись выполнением приписки, то есть между листочками и ягодами рисуют тонкие крученые усики, на которые как бы нанизывают совсем крохотные ягодки и листочки.

 

Хохлома. Образец верховой роспси.
Хохлома. Образец верховой росписи.

 

Роспись под фон

Роспись под фон более сложна и трудоемка. Суть ее состоит в том, что вокруг растительных элементов орнамента фон окрашивается в какой-либо один цвет, на котором они эффектно выделяются в виде золотистых силуэтов. Расписывать изделие начинают с нанесения контурного рисунка.

Следующий за ним этап называется отпиской и заключается в том, что фон окрашивается черной, красной, коричневой или зеленой краской вокруг намеченных контуров. На поверхности изделия образуются золотистые силуэты орнаментальных мотивов, которые особенно контрастно будут смотреться на черном фоне.

Затем следует прорисовка деталей, так называемая разживка. На листьях рисуются прожилки, на цветах — тычинки, штрихами подчеркивается объемность растительных элементов. Как и в верховой росписи, работу завершают выполнением приписки, но поверх раскрашенного и уже просохшего фона.

 

Образец росписи " под фон" ( изделие слева).
Образец росписи » под фон» ( изделие слева).

 

Кудрина

Другой вид фоновой росписи — кудрина — менее трудоемок. Наносимые при росписи краски закрывают золотистую поверхность незначительно, поэтому изделия, расписанные кудриной, всегда яркие и радужные. Узоры вьются на поверхности изделия подобно золотым кудрям.

Узоры кудрины напоминают золотую роспись боярских палат, орнаменты рукописных книг XVII столетия, а также поволжскую домовую резьбу.

Выполнять орнамент начинают с нанесения контурного рисунка, которые образуется в результате плавных и ритмичных движений кисти. Затем окрашивают фон одной или двумя красками. Разживку в орнаменте делают скупыми штрихами, а внутри золотистых, причудливо изогнутых лепестков вводят цветовые пятна, созвучные с фоном.

 

Кудрина - образец хохломской росписи.
Кудрина — образец хохломской росписи.

 

Мы уже знаем, что все виды росписи выполняются на серебристом фоне, покрытом алюминиевым порошком. Чтобы посуда стала золотистой, ее необходимо закалить. Высохшую роспись покрывают тонким слоем лака и помещают посуду в печь при температуре 270-300* С.

Под действием высокой температуры масляный лак слегка желтеет и посуда становится золотистой. Но чтобы получить более насыщенный золотой оттенок, процесс нанесения лака и закалки повторяют несколько раз. После неоднократной закалки лаковая пленка приобретает высокую прочность.

Если посуда, которую вы делаете, не предназначена под горячую пищу, можно обойтись вообще без закалки. В этом случае лак нужно подцветить специальными красителями.

При необходимости можно получить любой оттенок прозрачного лака, но лучше использовать светопрочный оранжевый краситель. Его растворяют в небольшом количестве ацетона или спирта, а затем выливают в лак и тщательно размешивают до получения однородной окраски.

Изделие, покрытое подкрашенным лаком, сушат при комнатной температуре в течение 24 часов. Серебристая поверхность, покрытая пленкой подкрашенного лака, так же отливает золотом, как и при закаливании.

 

Образцы хохломской посуды
Образцы хохломской посуды

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *