Авангардизм в Украине

конструктивизмКонструктивизм питался лабораторными экспериментами художника и мастера скульптуры Василия Ермилова, а также разнообразием найденных им пластичных форм. Сегодня за этим художником утвердилась слава самого лаконичного конструктивиста, творческая манера которого является своеобразной и непредсказуемой.

 

Выставка работ художника - конструктивиста Василия Ермилова
Выставка работ художника — конструктивиста Василия Ермилова

 

Василий Дмитриевич Ермилов ( 1894 — 1968 годы жизни) — известный украинский художник — авангардист и дизайнер. Он был непременным участником самых популярных художественных течений XX века — конструктивизма, кубизма и многих других. Является родоначальником течений поп — арта и концептуализма в украинском искусстве.

 

Василий Ермилов. Фото 1915 года
Василий Ермилов. Фото 1915 года

 

Направления творчества В. Ермилова

Василий Ермилов работал во многих направлениях, среди которых можно назвать следующие:

  • оформление сборных киосков
  • дизайн рекламно — агитационных фургонов и передвижных установок
  • оформление книжных фургонов
  • дизайн рекламных трибун
  • промышленная графика
  • дизайн интерьера общественных зданий
  • эскизы упаковок, фабричных логотипов, спичечных коробок
  • дизайн журналов и книжных обложек
  • работал во многих художественных жанрах ( портрет, пейзаж)
  • скульптурные композиции

 

Василий Ермилов Геометрическая композиция. Бумага, гуашь. ( 1921 год)
Василий Ермилов
Геометрическая композиция. Бумага, гуашь. ( 1921 год)

 

Многие работы Василия Ермилова находятся в экспозиции музеев США, Франции и Германии, а также в частных коллекциях. Большое количество произведений художника было успешно продано на международном аукционе Сотбис за фантастические деньги.

 

Василий Ермилов " Булка" ( 1914 год).
Василий Ермилов » Булка» ( 1914 год).

 

Творческая манера художника

Сопоставлением двух — трех локальных цветов. подбором нескольких различных видов фактур, а также достойной удивления техники полирования, шлифования, присыпки, противопоставлением овальных и угловатых плоскостей, безупречностью пропорций Василий Ермилов достигает в своих контррельефах высокого художественного, композиционно — ритмичного, технически отработанного эффекта.

 

Василий Ермилов " Портрет художника Алексея Почтенного. ( 1924 год)ю Тонированное дерево, металл - медь, масло, песок в качестве присыпки. Собрание Константина Григоришина, Москва.
Василий Ермилов » Портрет художника Алексея Почтенного. ( 1924 год)ю Тонированное дерево, металл — медь, масло, песок в качестве присыпки. Собрание Константина Григоришина, Москва.

 

Ремесленничество возносится им в ранг искусства. Мастер в его личности — точный на руку, кропотливый в обработке, имеющий железно твердую руку в рисунке — возвышается из оформительской практики к вершине духа — к расчлененным и разделенным на отдельные геометрические элементы формы в стиле гениального Пикассо.

 

Василий Ермилов. Рельеф, 1923 год. Дерево, масло. Собрание Андрея Еремина, Москва.
Василий Ермилов. » Рельеф», 1923 год. Дерево, масло. Собрание Андрея Еремина, Москва.

 

Примером может служить контррельеф » Гитара», а также чрезвычайно простого, и одновременно гениального полотна Малевича » Квадрат и круг в рондо».

 

Василий Ермилов " Гитара" ( 1919 год), холст, масло. Собрание Константина Григоришина, Москва.
Василий Ермилов » Гитара» ( 1919 год), холст, масло. Собрание Константина Григоришина, Москва.

 

Были в творчестве Василия Ермилова и романтические мотивы. Но его понимание красоты совершенно отличалось от классических канонов.

 

Василий Ермилов " Дама с веером" ( 1919 год). Холст, масло. Собрание Константина Григоришина, Москва
Василий Ермилов » Дама с веером» ( 1919 год). Холст, масло. Собрание Константина Григоришина, Москва

 

Дизайн интерьера

Работал Василий Ермилов и над проектами оформления интерьеров общественных зданий и дворцов. Известны два варианта его проектов дизайна интерьера Дворца пионеров и  октябрят в Харькове, созданные художником в 1934 — 1935 годах.

 

Василий Ермилов . Дворец пионеров и октябрят. Проект оформления интерьеров ( 1934 - 1935 годы). Бумага, гуашь. Собрание Константина Григоришина, Москва.
Василий Ермилов . Дворец пионеров и октябрят. Проект оформления интерьеров ( 1934 — 1935 годы). Бумага, гуашь. Собрание Константина Григоришина, Москва.

 

Интерьер Василия Крмилова получается графически правильным и очень четким, с выверенными чистыми линиями и яркими цветовыми акцентами.

 

 

Василий Ермилов. Дворец пионеров и октябрят в Харькове. Проект оформления интерьеров ( 1934 - 1935 годы). Бумага, наклееная на картон, гуашь, графитный карандаш. Собрание Константина Григоришина, Москва
Василий Ермилов. Дворец пионеров и октябрят в Харькове. Проект оформления интерьеров ( 1934 — 1935 годы). Бумага, наклеенная на картон, гуашь, графитный карандаш. Собрание Константина Григоришина, Москва.

 

Графика в творчестве Ермилова

 

Две различные концепции конструктивизма конкурировали между собой. Аскетичная, презентованная журналом » Новая генерация»( представителем которого является художник — дизайнер Петрицкий, и » вегетативная», носителем которой был харьковский журнал » Авангард», который издавал поэт и эссеист Полищук. В оформлении журнала использовался дизайн Ермилова.

 

Василий Ермилов. Три композиции для оформления книги, 1922 год. Бумага, тушь. Собрание Константина Григоришина, Москва.
Василий Ермилов. Три композиции для оформления книги, 1922 год. Бумага, тушь. Собрание Константина Григоришина, Москва.

 

Художник — конструктор Василий Ермилов создает идеальный станок для парирования. Отличается » Авангард» и своим дизайном. Ермилов не ограничивается исключительно высоким качеством техники.  Его рисунки получаются удивительно яркими, красочными и графически безукоризненными.

 

Василий Ермилов " Ленин и Октябрь" ( 1917 - 1924 годы). Эскиз обложки издания, 1920 - е годы. Бумага, гуашь, карандаш. Собрание Константина Григоришина, Москва
Василий Ермилов » Ленин и Октябрь» ( 1917 — 1924 годы). Эскиз обложки издания, 1920 — е годы. Бумага, гуашь, карандаш. Собрание Константина Григоришина, Москва

 

Под его рукой печатные формы — планки, линейки и заливки используются на начальных и конечных страницах журнала, словно размножаясь, перекликаясь с орнаментом украинской вышивки.

 

Василий Ермилов " Красная Украина" ( 1920 год)
Василий Ермилов » Красная Украина» ( 1920 год)

 

Скульптурные композиции Ермилова

 

Василий Ермилов. Эскиз скульптурной композиции " Три русские революции 1825, 1905 и 1917 года". ( 1922 - 1925 гг.). Бумага, наклееная на картон, гуашь.
Василий Ермилов. Эскиз скульптурной композиции » Три русские революции 1825, 1905 и 1917 года». ( 1922 — 1925 гг.). Бумага, наклеенная на картон, гуашь.

 

 

Василий Ермилов. Скульптурная композиция " Три русские революции 1825, 1905 и 1917 годы" ( 1924 - 1925 годы). Раскрашенное дерево, лак.
Василий Ермилов. Скульптурная композиция » Три русские революции 1825, 1905 и 1917 годы» ( 1924 — 1925 годы). Раскрашенное дерево, лак.

 

Василий Ермилов. Проект памятника " Председателю земного шара" В. Хлебникову. Эскиз 1965 год. Бумага, гуашь, графитный карандаш. Собрание Константина Григоришина, Москва
Василий Ермилов. Проект памятника » Председателю земного шара» В. Хлебникову. Эскиз 1965 год. Бумага, гуашь, графитный карандаш. Собрание Константина Григоришина, Москва

 

Сталинский террор коснулся и украинского авагарда. Расстреливали художников, уничтожали их картины, а также полотна художников, работавших под влиянием » врагов народа». Погибли скульптуры Архипенка, над Петрицким нависла угроза расстрела и он подвергался много летним гонениям.

Из Союза художников удалили Ермилова и Синякову. Смертельный приговор вынесла комиссия полотнам покойных Пальмова и Богомазова ( но уничтожить их не успели).

И самое мягкое наказание того периода — » бить рублем», то есть жизнь на чердаке впроголодь. В 1960 годах Василий Ермилов, который приспособил чердак в » машину для жилища», обрадовался, получив из украинского музея сумму в 30 рублей.

 

Фото неизвестного автора. Василий Ермилов. Рекламно - агитационная установка - трибуна для юбилейной выставки к десятилетию Октябрьской революции, Харьков ( 1927 год). СОбрание Константина Григоришина, Москва
Фото неизвестного автора. Василий Ермилов. Рекламно — агитационная установка — трибуна для юбилейной выставки к десятилетию Октябрьской революции, Харьков ( 1927 год). СОбрание Константина Григоришина, Москва

 

Для сравнения — в 1989 году композиция Ермилова » Горки 21. 1. 1924 год» ( дерево и ткань на доске) — была оценена в 120 тысяч фунтов стерлингов. Слава пришла к творцу уже после его смерти — пришла к конструктивисту, родоначальнику поп — арта и концептуализма.

 

Могила Василия Ермилова на втором кладбище ( на углу улиц Веснина и Пушкинской).
Могила Василия Ермилова на втором кладбище ( на углу улиц Веснина и Пушкинской).

 

С тех пор прошло уже почти целое столетие, но до сих пор работы Василия Ермилова вызывают интерес искусствоведов и ценителей художественных произведений украинского авангардизма.

 

изображение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *