Конструктивизм питался лабораторными экспериментами художника и мастера скульптуры Василия Ермилова, а также разнообразием найденных им пластичных форм. Сегодня за этим художником утвердилась слава самого лаконичного конструктивиста, творческая манера которого является своеобразной и непредсказуемой.
Василий Дмитриевич Ермилов ( 1894 — 1968 годы жизни) — известный украинский художник — авангардист и дизайнер. Он был непременным участником самых популярных художественных течений XX века — конструктивизма, кубизма и многих других. Является родоначальником течений поп — арта и концептуализма в украинском искусстве.
Направления творчества В. Ермилова
Василий Ермилов работал во многих направлениях, среди которых можно назвать следующие:
- оформление сборных киосков
- дизайн рекламно — агитационных фургонов и передвижных установок
- оформление книжных фургонов
- дизайн рекламных трибун
- промышленная графика
- дизайн интерьера общественных зданий
- эскизы упаковок, фабричных логотипов, спичечных коробок
- дизайн журналов и книжных обложек
- работал во многих художественных жанрах ( портрет, пейзаж)
- скульптурные композиции
Многие работы Василия Ермилова находятся в экспозиции музеев США, Франции и Германии, а также в частных коллекциях. Большое количество произведений художника было успешно продано на международном аукционе Сотбис за фантастические деньги.
Творческая манера художника
Сопоставлением двух — трех локальных цветов. подбором нескольких различных видов фактур, а также достойной удивления техники полирования, шлифования, присыпки, противопоставлением овальных и угловатых плоскостей, безупречностью пропорций Василий Ермилов достигает в своих контррельефах высокого художественного, композиционно — ритмичного, технически отработанного эффекта.
Ремесленничество возносится им в ранг искусства. Мастер в его личности — точный на руку, кропотливый в обработке, имеющий железно твердую руку в рисунке — возвышается из оформительской практики к вершине духа — к расчлененным и разделенным на отдельные геометрические элементы формы в стиле гениального Пикассо.
Примером может служить контррельеф » Гитара», а также чрезвычайно простого, и одновременно гениального полотна Малевича » Квадрат и круг в рондо».
Были в творчестве Василия Ермилова и романтические мотивы. Но его понимание красоты совершенно отличалось от классических канонов.
Дизайн интерьера
Работал Василий Ермилов и над проектами оформления интерьеров общественных зданий и дворцов. Известны два варианта его проектов дизайна интерьера Дворца пионеров и октябрят в Харькове, созданные художником в 1934 — 1935 годах.
Интерьер Василия Крмилова получается графически правильным и очень четким, с выверенными чистыми линиями и яркими цветовыми акцентами.
Графика в творчестве Ермилова
Две различные концепции конструктивизма конкурировали между собой. Аскетичная, презентованная журналом » Новая генерация»( представителем которого является художник — дизайнер Петрицкий, и » вегетативная», носителем которой был харьковский журнал » Авангард», который издавал поэт и эссеист Полищук. В оформлении журнала использовался дизайн Ермилова.
Художник — конструктор Василий Ермилов создает идеальный станок для парирования. Отличается » Авангард» и своим дизайном. Ермилов не ограничивается исключительно высоким качеством техники. Его рисунки получаются удивительно яркими, красочными и графически безукоризненными.
Под его рукой печатные формы — планки, линейки и заливки используются на начальных и конечных страницах журнала, словно размножаясь, перекликаясь с орнаментом украинской вышивки.
Скульптурные композиции Ермилова
Сталинский террор коснулся и украинского авагарда. Расстреливали художников, уничтожали их картины, а также полотна художников, работавших под влиянием » врагов народа». Погибли скульптуры Архипенка, над Петрицким нависла угроза расстрела и он подвергался много летним гонениям.
Из Союза художников удалили Ермилова и Синякову. Смертельный приговор вынесла комиссия полотнам покойных Пальмова и Богомазова ( но уничтожить их не успели).
И самое мягкое наказание того периода — » бить рублем», то есть жизнь на чердаке впроголодь. В 1960 годах Василий Ермилов, который приспособил чердак в » машину для жилища», обрадовался, получив из украинского музея сумму в 30 рублей.
Для сравнения — в 1989 году композиция Ермилова » Горки 21. 1. 1924 год» ( дерево и ткань на доске) — была оценена в 120 тысяч фунтов стерлингов. Слава пришла к творцу уже после его смерти — пришла к конструктивисту, родоначальнику поп — арта и концептуализма.
С тех пор прошло уже почти целое столетие, но до сих пор работы Василия Ермилова вызывают интерес искусствоведов и ценителей художественных произведений украинского авангардизма.