Офорт

 Офорт представляет собой своеобразный вид гравировки на металле и техники станковой глубокопечатной графики. В процессе изготовления гравюр поверхность металлических пластин протравливается кислотами.

Название этого способа — офорт — происходит от слов »  eau forte», что в переводе с французского означает » сильная» или » крепкая вода» — так называлась в те времена азотная кислота.

 

История изобретения офорта

Гравирование по металлу в традиционной манере занимало массу времени. Для того,чтобы сделать одну страницу, мастеру требовалось несколько недель, а то и месяцев. Вот почему художники — граверы все время искали способы упрощения техники для  облегчения этого трудного дела.

Первые образцы офортов датируются 1501 — 1507 годами. Их автором стал Даниэль Хопфер.  Спустя несколько лет гравер из Швейцарии Урс Граф сделал несколько офортов, и именно его впоследствии стали считать родоначальником данной техники.

В 1515 — 1518 годах Альбрехт Дюрер, владевший искусством офорта в совершенстве, создал шесть известных рисунков на металлических досках, одним из которых является изображение пушки на фоне живописной природы.

 

Альбрехт Дюрер " Пейзаж с пушкой". Офорт на меди ( 1518 год).
Альбрехт Дюрер » Пейзаж с пушкой». Офорт на меди ( 1518 год).

 

Техника офорта

Основой техники изготовления офорта является нанесение на пластину из металла специального лака, который выдерживает воздействие кислот. Сверху лака с помощью остро отточенных инструментов мастер процарапывает изображение гравюры.

После этой процедуры металлическая пластинка обрабатывается кислотой, которая вытравливает рисунок на металле. Далее остатки лака счищаются с поверхности пластины.

Делать это было значительно легче, чем резать глубокие штрихи штихелем. Затем по краям пластины делали невысокий бортик из воска, чтобы получи лось корытце. В него наливали крепкий раствор азотной кислоты. Там, где игла соскребала с металла лак, кислота протравливала штрихи рисунка. Затем форму отчищали и печатали обычным способом.

В процессе печатания иллюстрации краска наносится на пластину, и задерживается исключительно в протравленных углублениях. На бумаге же остается яркий, точный оттиск — и именно поэтому офорт является видом глубокой печати.

 

Валерант Вайлант. Гравюра в технике меццо - тинто.
Валерант Вайлант. Гравюра в технике меццо — тинто.

 

Известные мастера офорта

Искусство изготовления металлических гравюр в технике офорта возникло еще в начале XVI века. Многие известные художники — живописцы работали в технике офорта. Среди них можно назвать следующих:

  • Альбрехт Дюрер

 

Альбрехт Дюрер " Адам и Ева" . Гравюра ( 1504 год).
Альбрехт Дюрер » Адам и Ева» . Гравюра ( 1504 год).

 

  • Жак Калло

 

Жак Калло. Офорт из серии " Цыгане" ( 1621 год).
Жак Калло. Офорт из серии » Цыгане» ( 1621 год).

 

  • Харменс Рембрандт

 

Рембрандт " Проповедь Христа". Офорт, сухая игла, резец ( 1648 год).
Рембрандт » Проповедь Христа». Офорт, сухая игла, резец ( 1648 год).

 

  • Франсиско Гойя

 

Франсиско Гойя " Мрачное предчувствие того, что должно произойти" . Офорт из серии " Бедствия войны" ( 1808 - 1814 годы).
Франсиско Гойя » Мрачное предчувствие того, что должно произойти» . Офорт из серии » Бедствия войны» ( 1808 — 1814 годы).

 

  • Сальватор  Роза

 

Сальватор Роза " Пейзаж с философами".
Сальватор Роза » Пейзаж с философами».

 

  • Г. Ф. Захаров

 

Г. Ф. Захаров " Яуза". Линогравюра ( 1962 год).
Г. Ф. Захаров » Яуза». Линогравюра ( 1962 год).

 

  • Е. П. Чемесов

 

Е. П. Чемесов " Автопортрет". Офорт, сухая игла, резец ( 1764 -1765 годы),
Е. П. Чемесов » Автопортрет». Офорт, сухая игла, резец ( 1764 -1765 годы),

 

  • Теофиль Стейнлен

 

Теофиль Александр Стейнлен . Иллюстрации книге " Рисунки без слов о кошках". Офорт ( 1898 год).
Теофиль Александр Стейнлен . Иллюстрации книге » Рисунки без слов о кошках». Офорт ( 1898 год).

 

  • Василий Матэ

 

В. В. Матэ " Портрет И. И. Шишкина". Офорт
В. В. Матэ » Портрет И. И. Шишкина». Офорт

 

  • Кете Кольвиц

 

Кете Кольвиц " На штурм". Офорт из серии " Крестьянская война" ( 1903 год).
Кете Кольвиц » На штурм». Офорт из серии » Крестьянская война» ( 1903 год).

 

  • Елизавета Краснушкина

 

Е. З. Краснушкина " Крестьянка прощается с солдатом". Бумага, офорт (1886 год).
Е. З. Краснушкина » Крестьянка прощается с солдатом». Бумага, офорт (1886 год).

 

  • Г. С. Верейский

 

Георгий Верейский " Горы". Офорт, сухая игла.
Георгий Верейский » Горы». Офорт, сухая игла.

 

  • Дмитрий Митрохин

 

Дмитрий Митрохин. Книжная графика, ксилография.
Дмитрий Митрохин. Книжная графика, ксилография.

 

  • Джорджо Моранди

 

Джорджо Моранди " Кофейник". Офорт.
Джорджо Моранди » Кофейник». Офорт.

 

  • В. М. Звонцов

 

В. М. Звонцов " Ранней весной". Офорт, мягкий лак ( 1962 год)
В. М. Звонцов » Ранней весной». Офорт, мягкий лак ( 1962 год)

 

  • И. И. Шишкин

 

И. И. Шишкин " Пески". Бумага, офорт ( 1886 год).
И. И. Шишкин » Пески». Бумага, офорт ( 1886 год).

 

  • Сальвадор Дали

 

Сальвадор Дали " Пять бессмертных испанцев" ( 1966 год)
Сальвадор Дали » Пять бессмертных испанцев» ( 1966 год)

 

  • Юрий Яковенко

 

Юрий Яковенко Иллюстрация к книге " Дикая охота короля Стаха".
Юрий Яковенко Иллюстрация к книге » Дикая охота короля Стаха».

 

  • Борис Французов

 

Борис Французов. Офорт
Борис Французов. Офорт

 

  • Дмитрий Плавинский

 

Дмитрий Плавинский. " Заброшенная церковь" Офорт ( 1975 год).
Дмитрий Плавинский. » Заброшенная церковь» Офорт ( 1975 год).

 

  • Вильгельм Лейбль

 

Вильгельм Лейбль " Портрет матери Гертруды Лейбль" . Офорт ( 1879 год).
Вильгельм Лейбль » Портрет матери Гертруды Лейбль» . Офорт ( 1879 год).

 

  • Жан Клод Ришар

 

Жан Клод Ришар " Вид парка на Вилле Мадама под Римом". Офорт, акватинта ( 1765 год).
Жан Клод Ришар » Вид парка на Вилле Мадама под Римом». Офорт, акватинта ( 1765 год).

 

Этими способами нанесения рисунка на металлическую поверхность  продолжают пользоваться многие художники и по сей день. Изображения, выполненные в технике офорта, отличаются изяществом и особенной стилистикой, которая так ценится многими поклонниками офорта. Картины некоторых современных художников, выполненные в технике офорта, станут настоящим украшением абстрактного интерьера .

 

Хорст Янсен. Офорт
Хорст Янсен. Офорт

 

Различные манеры и приемы офорта

Техника офорта характеризуется значительной сложностью и разнообразием изобразительных приемов и манер. Так, среди самых известных и распространенных офортных манер можно назвать следующие:

  • Травленный штрих — одна из основных техник выполнения офорта, которая заключается в нанесении изображения на металлическую поверхность путем травления кислотами. Характеризуется богатством средств художественной выразительности.

 

Офорт " Грифы". Травленый штрих.
Офорт » Грифы». Травленый штрих.

 

  • Акватинта — оттиск гравюры в этой манере напоминает рисунок акварельными красками, потому что изображение получается несколько размытым и пастельным.

 

В. М. Мымрин " Суздаль". Офорт, акватинта.
В. М. Мымрин » Суздаль». Офорт, акватинта.

 

  • Резерваж — данная манера офорта появилась в результате соединения приема акватинты и травленного штриха. В манере резерважа рисунок наносят кистью на обезжиренную поверхность доски, причем, движения кисти характеризуются широкими свободными мазками и подвижными штрихами пера.

 

Алексей Зуев " Жигули. Молодецкий курган". Резерваж
Алексей Зуев » Жигули. Молодецкий курган». Резерваж

 

  • Лавис — приемы лависа и акватинты тесно переплетаются из — за похожести этих техник. Манера лависа предполагает нанесение на металлическую пластинку канифоли, которую затем расплавляют, а уже после выполняется рисунок кистью, смоченной в кислоте.

 

А. Щелоков " Яблоня". Офорт, акватинта, лавис.
А. Щелоков » Яблоня». Офорт, акватинта, лавис.

 

  • Мягкий лак — техника офорта, в которой грунт сначала смешивают с жиром, благодаря чему материал приобретает мягкость и легко отделяется от основы. Далее загрунтованная форма покрывается зернистой бумагой, а далее на нее наносится рисунок твердым карандашом.

 

Юрий Куликов " Судакская крепость" . Офорт, мягкий лак ( 1979 год).
Юрий Куликов » Судакская крепость» . Офорт, мягкий лак ( 1979 год).

 

  • Сухая игла — еще одна техника гравировки, в процессе которой изображение наносится путем процарапывания отдельных штрихов на металле. В этом случае травление кислотами не используется. Полученное изображение является формой глубокой печати.

 

Уильям Странга " Лудильщики". Офорт, сухая игла ( 1882 год)
Уильям Странга » Лудильщики». Офорт, сухая игла ( 1882 год)

 

  • Меццо — тинто — так называемая » черная манера» офорта. Главным отличием данного приема является выглаживание светлых мест на зерненной доске. Изображение создается с помощью правильной подобранной градации светлых участков на темном фоне.

 

Офорт в технике меццо - тинто
Офорт в технике меццо — тинто

 

  • Карандашная манера — представляет собой разновидность пунктирной манеры создания углубленного изображения на металле, которая имитирует рисунок карандашом или углем. Характерные для данной техники эффекты достигаются путем нанесения пятен или штрихов, наносимых на заранее загрунтованную пластину, которая впоследствии подвергается травлению.

 

Офорт, смешанная техника, карандашная манера
Офорт, смешанная техника, карандашная манера

 

  • Пунктирная манера — вид углубленной гравюры на металлической пластине из меди. Изображение создается мелкими углублениями в виде точек и штрихов, которые наносятся за заранее загрунтованную пластину, позже подвергающуюся травлению.

 

Офорт, пунктирная манера.
Офорт, пунктирная манера.

 

  • Резцовая гравюра — представляет собой древнейший вид гравировки на металле. Рисунок наносится на поверхность медной доски резцами — штихелями с заостренным концом. После этого поверхность доски тщательно очищают шабером — гладилкой, убирая все лишние стружки. Далее углубления заполняют краской и равномерно распределяют ее, прокатывая валиком. Затем удаляют краску в гладких поверхностей, и делают оттиск. Так получается качественное изображение в технике глубокой печати.

 

Лука Лейденский " Лот с дочерьми". Резцовая гравюра на меди ( 1530 год).
Лука Лейденский » Лот с дочерьми». Резцовая гравюра на меди ( 1530 год).

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *