Искусство сформировалось на почве художественной культуры, которая начала развиваться еще за несколько тысячелетий до нашей эры. Уже в эпоху палеолита ( 40 — 30 тысяч лет до нашей эры) человек пытается найти способ выражения своих духовных потребностей. И именно таким способом стало художественное творчество.
Конечно, первые образцы изобразительного искусства и скульптуры были весьма примитивными, но у первобытного человека не было примеров для подражания, поэтому он творил, что называется, на пустом месте. Поэтому ценность первобытного искусства трудно переоценить, потому что именно оно стало той основой, на которой впоследствии выросли все современные виды художественного творчества.
Поздний палеолит ( древне — каменный век) является наиболее важным этапом для изучения истории искусства. В этот период появляются первые образцы изобразительной деятельности: гравированные изображения, рисунки красками, рельефные изображения и образцы скульптуры округлой формы.
Практически все сюжеты творчества были посвящены животным, на которых человек охотился. Самые древние памятки искусства, открытые на территории современной Украины, относятся к периоду позднего палеолита ( 25 — 15 тысяч лет до нашей эры). Это изображение мамонта, северного оленя, зубра и лошади.
В результате археологических раскопок возле сел Мизень ( в районе реки Десны в Черниговской области), Доброночевка ( Черкасская область), Гонцы ( Полтавская область) были обнаружены жилища древних охотников. Найденные там каменные орудия труда отличаются разнообразием и тонкой обработкой. При этом функциональная сторона орудий труда и оружия удачно объединяется с их художественным оформлением.
Однако самый большой интерес ученых вызывают древнейшие скульптуры. В Мизене была найдена мастерская с наборами каменных орудий труда, с костями мамонта, с готовыми скульптурами и украшениями. Фигуры женщин, птиц практически сплошь покрыты сложными узорами.
На лопаточную кость и челюсть мамонта с помощью красной краски нанесен узор из ломанных линий. Это первый образец цветных изображений культуры палеолита в Восточной Европе. В эту эпоху среди гравированных рисунков встречаются изображения людей в масках.
В эпоху мезолита ( 10 — 6 тысяч лет до нашей эры) все чаще встречаются изображения динамичных, многофигурных сцен: охота, вооруженные столкновения, сбор меда, танцы и многое другое.
В эпоху неолита ( нового каменного) и медного веков ( 6 — 2 тысяч лет до нашей эры) духовная жизнь человека усложняется. К тому же, развитие материальной культуры на отдельных территориях имеет свои особенности. В этот период развиваются условно — орнаментальные формы изображения. В обособленных от натуральной природы схематичных формах — крест, спираль, треугольник, ромб, свастика и другое — человек пытается воплотить свои, уже достаточно сложные представления и чувства.
Предметы обихода тоже украшаются, при этом обозначается лицо или душа предмета. Человек начинает украшать себя бусами, браслетами, одеждой из ткани, а также раскрашивает свое тело. Изображения на тело наносились не только для красоты, они имели важное ритуальное значение, и призваны были защитить человека от воздействия злых духов и темных сил.
В этот период появляется первая посуда из обожженной глины, прототип современной керамики. Уже изобретено искусство ткачества и прядения нитей. Также в это время люди начинают обжигать изделия из металла.
Среди всех изученных культур медного века одной из самых интересных является Трипольская культура. Исследования остатков жилищ дают все основания считать, что их стены были украшены декоративной росписью, которая была призвана оберегать жилье первобытного человека от злых сил.
В те далекие времена в искусстве Триполья была широко распространена керамика, украшенная орнаментом. Рисунки наносились на посуду двумя самыми распространенными способами: разрисовыванием с помощью красок и прочерчиванием рисунка на поверхности еще сырой глины так, чтобы получилось углубленное изображение.
Роспись выполнялась натуральными растительными красками черного, красного, белого и красно — коричневого цвета. При этом орнамент весьма органично связан с особенностями формы посуды. Рисунки покрывают посуду сплошь или украшают только верхнюю его часть.
Среди мотивов орнаментов самыми распространенными были спирали в разных вариантах, переплетение шнуров и полос. Также встречаются отдельные знаки в виде овалов, полуовалов и полукругов с короткими лучиками, расходящимися в разные стороны. Таким образом древний человек схематично изображал солнце и воду.
В росписи посуды и в мелкой пластике встречаются изображения домашних животных — быка, козы, свиньи, собаки. Фигурки из обожженной глины имеют обобщенные формы, но тем не менее в них удачно воплощены характерные черты того или иного животного. Многочисленные статуэтки с изображением женской фигуры неразрывно связаны с культом Роженицы и уважением духов предков.
Самой значительной памяткой искусства медно — бронзового века в степном Причерноморье являются целые комплекты выгравированных на камне рисунков и орнаментов, которыми были покрыты стены гротов и отдельные плиты из каменной могилы — громадного захоронения из песчаника, который находится недалеко от Мелитополя.
Среди всех видов домашних животных чаще всего изображали быков, как отдельно, так и в виде целого стада. С 11 тысячелетия до нашей эры встречаются изображения лошадей. Похожие изображения — росписи сохранились также в Крыму — в одном из гротов.
В эпоху бронзы ( II тисячелетие до нашей эры) возникает культ вождя, а также значительно усложняется культ предков и усиливается поклонение богине плодовитости — Роженице. В этот период быстро осваиваются все виды обработки металлов — ковка, литье, а также совершенствуется искусство гравировки. Мастера начинают изготовлять металлические украшения, а также декорировать предметы повседневного быта и оружие. В формах и особенностях внешнего вида женских украшений вкладывается определенный смысл.
Керамические сосуды постепенно приобретают все более правильную форму. В некоторых районах уже был изобретен гончарный круг. А рисунки, которыми декорировали предметы посуды, становятся более совершенными и упорядоченными.
В этот же период появляются сооружения мегалитической архитектуры, постройка которых имела важное религиозно — культовое значение для жизни древнейшего общества. Таким образом, культовые сооружения стали отражением возросших духовных потребностей первобытного человека.
Практически на всей территории современной Украины разбросаны могилы — курганы. Над захоронениями установлены каменные бабы. В курганных захоронениях были найдены многочисленные изделия из меди и бронзы, что свидетельствует о развитии искусства обработки металлов.
Подобные же артефакты можно встретить и в найденных кладах. Так, в составе клада, найденного поблизости населенного пункта Белгород — Днестровское можно было видеть боевые секиры из камня змеевика, которые характеризовались чрезвычайной тонкостью отделки. Также там были обнаружены изделия из нефрита, серебряные кинжалы, наконечники копий и шпильки с верхушками в виде острых ромбов, которые были украшены золотом. В характере орнаментов преобладают геометрические мотивы и изображения спиралей, которые по многим признакам демонстрируют близость к памяткам Эгейской культуры.
В кладе, состоящем из золотых изделий, который был найден в селе Михалково, можно видеть роскошные диадемы, сделанные в форме розеток цветов, а также стилизованные фигурки хищников, которые по своему внешнему виду напоминают волков. Но все же ученые не исключают возможности того, что это были миниатюрные скульптуры фантастических животных. Для этого клада характерны некоторые особенности стилизации изображений, которые были свойственны Трипольской культуре.
На территории Украины возникают многочисленные городища, окруженные рвами и обнесенные валами. Таким образом появляется монументальная пластика, связанная с образом человека. В стилистике архитектуры того периода прослеживается желание человека украшать сооружения, и в связи с этим можно сделать вывод, что здания выполняют не только прямое практическое назначение.
В эпоху железа углубляется специализация разных видов искусства. В этот период выделяются художники, певцы, рассказчики былин, хранители устного народного творчества, а также мастера разных видов декоративно — прикладного искусства. Прикладное искусство в тот момент играет ведущую роль. При этом значительно углубляется культ вождя, что тоже оказывает влияние на развитие видов художественного творчества.
Во время проведения археологических раскопок встречается образцы мелкой пластики, изготовление которых связано с религиозно — магическими и мифологическими представлениями древнего человека. Зачастую из отдельных фигур составлены целые композиции.
Появляются новые формы керамических изделий, на которых изображены люди — возможно, это персонажи устного народного творчества и древней мифологии. Также в росписи стенок сосудов можно встретить изображения сцен пиршества, праздников с песнями и игрой на музыкальных инструментах, ритуальных процессий. В этом тоже заметно выражается стремление древнего человека отображать повседневную жизнь и окружающую его действительность.
Одной из самых ярких и заметных скульптур эпохи железного века была скифская скульптура. В целом, скифское искусство образовалось на основе многих разных источников и сыграло важную роль в формировании славянской культуры. Искусство скифов стало одним из главных первоисточников творческого наследия славян.
Широкую известность получила скифская чернолощенная керамика, украшенная углубленными геометрическими узорами, которые после нанесения заполнялись белой краской. Скифское художественное творчество получило название » искусство звериного стиля».
На вершинах курганов устанавливались скифские каменные статуи, изображающие скифских воинов. К уникальным памяткам пластики скифов также принадлежит изображение бога Папая, которое было найдено поблизости Лысой Горы на Днепропетровщине.
Со времен начала греческой колонизации, период которой приходится на VI век до нашей эры, на скифское искусство все большее влияние оказывает античная культура. В царском мавзолее был установлен деревянный саркофаг скифской царицы, выполненный в античных формах. В склепе за границами Неаполя — Скифского были найдены изображения всадника и скифа с музыкальными инструментами в руках. Одной из самых выдающихся археологических находок является Скифская Пектораль, которая поражает великолепием своего художественного исполнения.
На рубеже нашей эры традиции скифского искусства живут в художественных изделиях сарматских племен. Таким образом, можно с полной уверенностью сказать, что первобытное искусство было началом образного изображения действительности. Основы практически всех изобразительных приемов, которыми в дальнейшем будет пользоваться человечество, были заложены именно в первобытную эпоху.
Первобытное творчество стало основой искусства ранних классовых государств Древнего Востока, Античного мира и Европы средних веков. Отголоски первобытного искусства мы можем встретить даже в современном народном декоративно — прикладном искусстве.
Содержание первобытного творчества постепенно изменялось, и художники обратились к изображению человека. С тех пор именно человек и его личность составляют основной смысл художественного творчества всех последующих эпох.