Свидетельства о присутствии славян на территории сегодняшней Чехии относятся к V веку. Славянские племена, проживавшие здесь в VII веке, объединяются в Самовскую империю. Они строят укрепленные городища, которые противостоят натиску со стороны Франкской империи. В 80 — х годах VII столетия чешские племена объединяются под властью моравского князя Святоплука.
Великоморавское государство
Великоморавское государство достигает вершины своего развития в IX веке. По просьбе великоморавского князя Ростислава византийский император посылает сюда просветителей Кирилла и Мефодия, которые заложили основы славянской письменности и литературы.
На территории государства возникает целая система крепостей — Микульчице, Старе Место у Угерского Градиште, Поганско у Бржецлава, Нитра и другие. Современные археологические исследования открыли здесь заслуживающие внимания остатки церковных и гражданских сооружений. Был обнаружен целый ряд различных планировочных типов церковных сооружений, которые уже в IX веке строились из камня.
В результате тщательного изучения они были разделены на три группы. Первую образуют церкви с полукруглой апсидой — Старе Место у Угерского Градиште. Во вторую группу входят церкви, имеющие прямоугольное завершение, например в Модре и в Микульчицах. К наиболее крупным церквям этого типа относится трехнефная базилика в Микульчицах. Четыре ротонды периода Великоморавского государства были обнаружены там же в Микульчицах и в Старом Месте у Угерского Градиште.
Согласно последним исследованиям, по — видимому, центром древней Моравии было укрепленное поселение у Микульчиц, предположительно представлявшее собой княжеское поместье, расположенное в центре укрепленного города или системы нескольких укрепленных поселений.
На основе археологических изысканий можно сделать вывод, что укрепленные поселения по своим размерам, функциям, характеру укреплений и числу значительных сооружений были настоящими городами или же их непосредственными предшественниками.
Например, площадь укрепленного поселения, найденного у Микульчиц, составляет 6 га. причем площадь посала — поселения, расположенного вокруг его укрепленной части, занимает еще около 10 га. Предполагается, что здесь жило около двух тысяч человек. В средней части, обнесенной до сих пор сохранившимся валом, найдены фундаменты шести церквей, среди них фундамент большой базилики.
После распада Великоморавского государства ( начало X века) центр процесса объединения перемещается на территорию Чехии, где среди племенных князей господства добиваются Пржемысловичи.
Начальный период архитектурной деятельности, относящийся к IX веку, а возможно и к VIII веку, представлен только отдельными примерами. К ним относится первая каменная церковь в Левем Градице и церковь девы Марии на Пражском граде. Оба сооружения заложил князь Борживой.
Только в X веке со строительства ротонды Святого Вита на Пражском граде ( окончена около 930 года) начинается непрерывное развитие чешской архитектуры. Эта ротонда, на месте которой позже была построена базилика Спитигнева, представляла собой, согласно реконструкции, центричное в плане сооружение с четырьмя апсидами, напоминавшее дворцовую капеллу с галереей в Аахене.
Ее упрощенный тип, ротонда, впоследствии применяется очень часто. В Либице над Цидлиной приблизительно в середине X века была построена в стиле зрелой оттонской архитектуры вытянутая в плане церковь, по своему решению, видимо, столь же значительная, как и ротонда Святого Вита на Пражском граде.
Дальнейшее развитие начинается после основания пражского епископства в 973 году. Одновременно возникают первые монастыри бенедиктинского ордена, подобные монастырю Святого Иржи на Пражском граде — с самой старой трехнефной базиликой на территории Чехии.
Уже в X веке в Праге используют камень ( так же как и в других крупнейших в Европе политических центрах) и при строительстве жилых домов.
Архитектура в Чехии того времени по характеру может быть отнесена к позднекаролингскому и оттонскому периодам в развитии художественного творчества XI века — это уже время наступления романского стиля.