Развитие искусства Индии происходит в полном соответствии с законами, описанными в древних ведических рукописях. В середине II тысячелетия до нашей эры в индийские земли проникают племена ариев, которые приносят собственные культурные традиции. Таким образом, арийская культура оказывает влияние на развитие индийского искусства, письменности и архитектуры.
Особенную популярность в Индии приобретает искусство скульптуры. Гигантские скульптурные композиции украшают стены храмов. В каждом архитектурном творении тех времен проявляется религиозная символика, которая преподносится в виде рельефных изображений и скульптур. В индийском искусстве рельеф играет главную роль.
С течением времени появляются постройки, характеризующиеся сложной планировкой. Огромные скульптуры, мастерски вытесанные из природного камня, отражают жизнь во всех ее проявлениях.
Появление первых памятников индийской архитектуры датируется II тысячелетием, но ученые предполагают, что самые давние сооружения были построены еще раньше. Еще в доисторические времена здесь появляются правильно спланированные города, состоящие из домов, построенных из обожженного кирпича. Улицы городов были широкими, вымощенными камнем. Уникальной находкой исследователей можно считать открытие древнейшей канализации, устроенной в индийских городах.
Об этом свидетельствуют раскопки, в результате которых в городах Харрапа и Мохенджо — Дар была обнаружена регулярная планировка построек и тщательно продуманная система удаления отходов. Эти города очень похожи между собой, хотя расстояние между ними составляет около 600 км. Оба они были основаны в первой половине III тысячелетия до нашей эры.
В этот же период начинается сооружение первых буддийских храмов, построенных из прочных и долговечных материалов. До этого подавляющее большинство древних построек было выполнено из древесины.
Также в этот период популярными строительными материалами были глина и природный камень, а также бамбук, из которого строили типичные для архитектуры Индии постройки круглого плана. В дальнейшем эта форма экстерьера зданий стала традиционной.
В последние несколько веков перед началом новой эры на индийскую культуру огромное влияние оказывает уже достаточно развитое искусство Ирана.
Структура индийского храма
Традиционный индийский храм состоит из обширных, сгруппированных вместе четырехугольных дворов, которые были окружены массивными воротами — торана, выходящие на все четыре стороны света. По центру было расположено главное святилище храма, увенчанное крышей пирамидальной формы, а рядом со стенами, окружающими весь комплекс аккуратно размещались постройки, имеющие второстепенное значение.
Подобная композиция построек в комплексе храма вполне соответствовало представлениям индусов о мировом устройстве. По их верованиям земля была окружена океаном — и всю территорию храма окружала целая система бассейнов.
Стены, ограждающие и защищающие территорию храма, символизировали горы, а само святилище являлось вершиной всего мира, имеющей прямую связь с космосом.
По своим размерам, значению для людей и разнообразию хозяйственной жизни, храмовый комплекс походил на город. Здесь постоянно жили священники и монахи, а также служащие при храме, музыканты, танцовщицы.
В храм часто приходили торговцы, и не стеснялись предлагать свой товар. Огромное количество странствующих паломников и верующих каждый день посещало храмовый комплекс. Ученые выяснили что при наиболее крупных храмах работало около 20 тысяч людей различных профессий.
Чайтья и вихара
Кроме храмовых сооружений в эти же времена индийские мастера создают вырубленные в скалах монастыри — вихара и святилища — чайтья. Кстати, последние датируются более ранним периодом.
Чайтья имеют арку на фасаде, а также колонны с округлыми луковичными базами и капителями в форме колокола. Появление первых монументальных памятников буддийской архитектуры — чайтья — датируется III столетием до нашей эры. Это был период правления Ашоки Маурьи.
В структуру вихары обычно входит обширный зал квадратной планировки, из которого можно пройти в монашеские кельи. Вход в такой скальный монастырь имел вид портика, украшенного большим количеством колонн.
Однако с течением времени оба типа сооружений претерпели значительные видоизменения. Оформление колонн стало более разнообразным, а капители стали украшать скульптурами и целыми рельефными композициями. На фасаде появились высокие фризы, а все стены были декорированы росписями. Таким образом, простые и аскетичные поначалу святилища преобразуются в роскошные сооружения с пышным убранством.
С точки зрения особенностей архитектуры наибольший научный интерес представляют скальные храмы, имеющие несколько нефов. Они были созданы в период со II века до нашей эры по VII столетие нашей эры. То есть, у данной архитектурной традиции был достаточно длительный период существования и развития.
Индийские ступы
Еще одним необычным и уникальным образцом древней архитектуры Индии являются так называемые ступы — отдельно стоящие массивные каменные или кирпичные сооружения. Изначально это были самые простые постройки в форме перевернутой » миски Будды» для сбора подаяний. Они лишены всяческого декора. Каждая ступа имела ограду с воротами по четырем сторонам света.
Со временем ступы начинают украшать архитектурными элементами и скульптурами. Самым ярким образцом можно считать ступу в Санчи — наиболее древнее сооружение, датируемое III веком до нашей эры. Заслуживает внимание также ступа в Бхархуте.
В дальнейшем на развитие архитектурной традиции Индии огромное влияние оказала архитектура ислама, которая значительно обогатила ее новыми формами мавзолея и дворцовых комплексов.