История и культурные традиции Древней Греции много веков подряд были известны лишь благодаря мифам и легендам. И только в конце XIX века в Трое, Микене и Тиринфе были проведены раскопки под руководством Шлимана.
За двадцатилетний период работы археологами было сделано множество уникальных находок. Были найдены образцы древнегреческого искусства, датируемые первой половиной II тысячелетия до нашей эры. Найденные произведения принадлежат микенской культуре.
В начале XX века А. Эвансом была открыта культура еще более раннего периода — критская. В некоторых научных источниках можно встретить второе ее название — минойская, которое она получила от имени легендарного царя Миноса.
В составе древнегреческого государства входило множество мелких островов, а также Крит с городами Кносс, Фест, Триада и отдельные города — державы Микены, Тиринф и Троя.
Во II тысячелетии до нашей эры искусство и культура греков достигают высочайшего уровня. Формируются своеобразные и самобытные традиции искусства эгейского мира, которые в будущем станут классическими образцами для подражания многих поколения потомков. Древнюю Грецию большинство ученых считают первой зрелой европейской цивилизацией в истории человечества.
Строительное искусство Крита
В первой половине II тысячелетия до нашей эры остров Крит был одной из богатейших морских держав. На его территории были построены города с прекрасными дворцами и жилыми домами для горожан высотой в три этажа. К древнейшим из сохранившихся шедевров архитектуры можно отнести дворец царя Миноса в Кноссе.
На острове практически невозможно найти крепостей или фортификационных сооружений. Это объясняется тем, что Крит имел полное господство на море благодаря наличию многочисленного и сильного флота.
В 1650 году до нашей эры произошло разрушительное землетрясение. Однако с течением времени города были восстановлены из руин и отстроены заново. В этот период огромную популярность приобретают виллы — просторные и удобные дома для проживания всей семьи в сельской местности.
Внутренняя планировка древнегреческого дома поражает своей изысканностью и комфортом. В самом центре постройки был расположен обширный зал прямоугольной формы — так называемый » мегарон», потолок которого поддерживали четыре столба или колонны. Ученые считают, что именно мегарон лежит в основе конструкции греческого храма.
Дворцы были обширными в плане и сложными сооружениями высотой в несколько этажей. В центре плана располагался просторный двор, окруженный жилыми помещениями и святилищами. Подобная особенность дворцов эгейского периода объясняется тем, что самостоятельные культовые постройки в те времена не строились.
Дворцовые комплексы в плане не были симметричными, но при этом имели очень сложную внутреннюю планировку помещений, огромное количество лестниц и переходов. При этом в каждом дворце были созданы все условия для комфортного проживания правителя и его семьи. Были оборудованы роскошные ванные комнаты, имелся водовод и канализация.
Интерьер дворцов был оформлен весьма роскошно. Особенно богатым убранством отличались входные части зданий и лестницы в окружении стройных колонн. Эту особенность мы имеем возможность наблюдать на примере дворца в Кноссе.
Огромный царский дворец в Кноссе много раз перестраивали, однако изначальные особенности планировки не изменялись. Так, главным композиционным центром всегда оставался большой двор, к которому с западной стороны примыкали многочисленные помещения для приема гостей.
В восточной части помещались жилые покои самого правителя, а также большой колонный зал и лестницы. В более поздний период греки называли руины этого сооружения » лабиринтом», и на основе грандиозной постройки возникла легенда о лабиринте Минотавра, нити Ариадны и смелом Тесее.
С культурой Крита связано дальнейшее развитие микенской культуры, которая датируется периодом с 1500 до 1200 гг. до нашей эры. В связи с нарастающим давлением со стороны греков жители острова переселяются на материк, где в дальнейшем были сооружены отлично укрепленные защитные сооружения — это крепости Тиринф и Микены.
В этот период строительство фортификационных сооружений становится жизненно важной необходимостью. В процессе постройки крепостей зачастую применялась кладка из крупных необработанных камней. Подобный способ кладки называли » циклопическим», потому что сами греки впоследствии поверили в том, что стены крепостей толщиной в несколько метров были построены гигантскими мифическими циклопами, но никак не их соотечественниками.
Микенская архитектура
Микенская культура достигает своего наивысшего расцвета после 1450 года до нашей эры, то есть в период разрушения дворца в Кноссе. К этому времени Микены достигли господства над всей эгейской областью, налаживают торговые связи с другими удаленными державами Средиземноморья и создают там свои колонии.
В отличие от роскошных, свободно стоящих построек Крита, поселения Микена являются грамотно продуманными и прекрасно укрепленными крепостями. Так, Тиринф и Микены во второй половине II тысячелетия до нашей эры представляют собой грозные фортификационные сооружения, за прочными стенами которых был надежно укрыт дворец правителя. Крепостные стены сооружались из каменных блоков, пригнанных друг к другу так плотно, что создавалось полное впечатление монолитной поверхности.
Однако общие черты в архитектуре Крита и Микен все же присутствуют. Это уже известный мегарон, в центре которого был расположен очаг. Подобное внутреннее помещение выполняло функции зала для пиршеств. К нему вели многочисленные коридоры, колонные портики и пропилеи. Во внутреннем оформлении интерьера ключевую роль играли фрески — ими были расписаны стены комнат дворца.
Особого внимания заслуживают гробницы с круглыми подземными камерами, перекрытые ложным куполом, образованным за счет того, что каждый следующий ряд каменной кладки выступает над нижним.
Такая же конструкция характерна и для ложных сводов, которые перекрывают крепостные сооружения и коридоры в Тиринфе. Наиболее известной из гробниц является Сокровищница Атрея, расположенная недалеко от Микен. Диаметр сооружения составляет 14 метров, при этом высота купола достигает 13 метров. Вход в гробницу осуществлялся по длинному коридору, образованному колоннами с богатым орнаментом и перемычкой сложной конструкции.
Стены и пилоны, а также колонны трехчастного деления ( состоявшие из базы, ствола и капители) выступали в качестве несущих элементов для создания плоских перекрытий. Базовая часть колонн была плоской строгой формы, конусообразный ствол сужался книзу, а капитель имела несколько приплюснутую форму и состояла из круглого эхина и квадратного абака над ним.
Оригинальное решение нашли микенские архитекторы для создания перемычки над входом. Они оставляли треугольное отверстие в стене, и таким образом нагрузка на перемычку значительно уменьшалась.
Впоследствии это отверстие закрывалось плитой с рельефным декором. Подобную технику мы можем наблюдать на входных Львиных воротах акрополя в Микенах. Именно там был обнаружен наиболее ранний образец монументального рельефа.
Архитектура Крита и Микен имеет значительные различия, но в то же время у них есть общие черты. Среди них можно назвать строительство храмов по единому образцу. Кроме того, крито — микенский период стал основой для зарождения античной архитектуры в Древней Греции.
Крито — микенская архитектура была той базой, на которой впоследствии сформировалась архитектура Античности. Некоторые элементы были забыты, но в Древней Греции также употребляли колонны, которые могли строиться по всему периметру здания, с двух противоположных сторон или с фасадной части постройки. И чаще всего колоннадой украшали именно храмы и общественно — важные здания.