С возникновением и развитием социалистических стран после Второй мировой войны появляются новые предпосылки дальнейшего развития архитектуры, связанные с общественной собственностью на средства производства и социальным равенством людей.
Обобществление строительного производства и проектной деятельности вызвало изменения в процессе реализации объектов строительства и их проектирования.
Необходимость удовлетворять прежде всего общественные потребности привела к тому, что архитектурная деятельность приобрела более широкие масштабы, так как в ее сфере стали решаться и социальные задачи: большое значение стали придавать планомерному преобразованию окружающей среды в интересах всего общества.
В образе городов и в системе расселения в целом появились демократические черты, что было результатом постепенного устранения последствий неравномерности их предыдущего развития. Так, у архитектуры возникла возможность участвовать в создании жизненной среды, не имеющей классовых деформаций и внутренних различий в качественных характеристиках.
Изменения, которые в конце 40 — х годов произошли в общественном развитии тогдашней Чехословакии, привели к обобществлению строительного производства и источников капитальных вложений, породили новые организационные формы проектной деятельности.
Так, в 1948 году был основан Исследовательский институт типизации в строительстве и специализированная организация, занимающаяся реконструкцией и реставрацией памятников архитектуры.
Одновременно с новой организацией проектной деятельности осуществлялась разработка ее новых методов. Были заложены основы единой нормативной базы, типизации, стандартизации и сборного домостроения как предпосылки массового строительства и его индустриализации.
В 1949 год был принят закон о территориальном планировании, и после этого началось строительство новых жилых поселков в Остравской области, характер градостроительного решения которых был определен стремлением достичь их функциональной и композиционной целостности. Автором проекта районной планировки Остравской области стал В. Медуна и некоторые другие архитекторы.
С конца 50 — х годов XX века тенденции в архитектуре социалистических стран были представлены сооружениями, функциональные и конструктивные решения которых определялись прежде всего предыдущим опытом и специфическими условиями отдельных стран, хотя одновременно использовались прогрессивные методы строительства и принципы функционального решения, существовавшие в мире на тот момент.
Черты, характерные для архитектуры Чехии периода социализма, проявились прежде всего в отдельных произведениях архитектуры, например, в решениях крупных общественных зданий, выставочных павильонов, приморских курортных центров и в серии экспериментальных жилых зданий и комплексов.
К ним относится здание и экспозиция Чехословацкого выставочного павильона в Брюсселе в 1958 году, авторами которого стали архитекторы Ф. Цубр, И. Грубый и З. Покорный. Работа зодчих получила самую высокую оценку.
И в других социалистических странах в тот момент идет масштабное развитие строительства. К этому периоду относится здание Дворца искусств в Ташкенте, построенного в 1964 году по проекту Ю. Халдеева, а также Дворец съездов в Московском Кремле, возведенный в 1961 году, автором которого стал М. В. Посохин.
Примером социалистической архитектуры может также служить пионерский лагерь » Артек» в Крыму, который и до сегодняшнего дня продолжает принимать на летний отдых детей со всего мира. Правда, теперь его название » Международный детский центр » Артек».
В Болгарии и Румынии в этот период были построены большие приморские комплексы отдыха — знаменитые в советскую эпоху » Золотые пески» и » Солнечный берег» ( по проекту Н. Ненова), а также » Эфория», » Мамайа», » Мангалия» ( архитектор Ч. Лэзэреску и другие).
В Варшаве в 1962 году был построен крупный торговый центр » Суперсам» ( авторы Е. Гриневецкий и М. Красиньский).
В 1959 году в Калише была построена текстильная фабрика по проекту архитекторов Я. Гравезевского и С. Сикорского.
Развитые системы сборных крупноразмерных конструкций промышленных зданий стали характерными для архитектуры Венгрии. Примером является Дунауварош, построенный в 1962 году по проекту А. Пастова.
На следующем этапе развития архитектурная форма реагирует не только на местные природные условия, новые технические средства и методы возведения. Одновременно в ней начинают проявляться мотивы художественных традиций национальных культур. Об этом свидетельствует архитектура Музея В. И. Ленина ( 1970 год, автор Е. Розанов) и других общественных и жилых зданий в Ташкенте, а также Дворца культуры в тогдашней Алма — Ате.
Самобытный характер имеет архитектура художественных школ в Гаване ( 1965 год, авторы В. Гаретти и Р. Порро).
Принципы архитектуры периода социализма нашли широкое применение в реконструкциях памятников архитектуры и исторических центров городов. Специфический характер данных работ требовал поиска новых форм и функциональных систем, вследствие чего появляются постройки индивидуального характера.
Однако в целом архитектура остается стилистически однородной, что объясняется наличием единой системы средств и методов строительства, последовательной типизацией не только жилых, но и гражданских зданий, промышленных и сельскохозяйственных сооружений, требованиями экономичности массового жилищного строительства и других крупных комплексов.
В центре задач архитектуры остается разработка градостроительных концепций, определение структуры расселения, поиск и проверка новых форм и способов массового строительства.
С развитием индустриализации массового строительства появляются возможности градостроительного и архитектурного применения новых типовых серий жилых и общественных зданий. которые при сохранении определенного количественного уровня обеспечения потребностей общества имеют более высокие качественные показатели и создают предпосылки для к получению более выразительных пространственных и эстетических решений больших жилых комплексов.
Эти типовые серии были результатом совместной работы больших коллективов архитекторов, инженеров и техников. При вновь создаваемых промышленных и энергетических центрах вырастают совершенно новые города. Однако основная часть новых жилых комплексов по — прежнему сосредоточена в существующих городах.
В тогдашней Чехословакии новые жилые комплексы строились прежде всего в крупных городах. Начиная с 50 — х годов XX века реконструкция и строительство жилых комплексов были связаны с расширением и созданием новых промышленных объектов на территории Словакии.
Массовое жилое строительство оказало влияние на всю структуру исторически сложившейся системы расселения в чешских областях и в Словакии, для которой характерна высокая плотность, разнообразие форм и высокий уровень архитектурной культуры.
Концепция новых жилых районов отличается свободной планировкой и организацией в комплексные функциональные образования, архитектурно объединенные единой системой типизации и технологии индустриального строительства. Примерами могут служить жилые районы Крчи и Северный город в Праге, Лесна и Жабовражески в Брно, Ружинов и Карлова Вес в Братиславе, районы в Пльзени, Остраве, Кладно, Кошицах, Нигре и многих других городах.
Широкая реконструкция с 50 — х годов осуществляется в деревне в связи с коллективизацией сельского хозяйства. Новыми компонентами ландшафта стали инженерные сооружения, многие из которых являются составными частями международных транспортных и энергетических систем.
При водохранилищах, возникших в связи со строительством гидроэлектростанций, появились новые зоны отдыха. Большое место в строительстве стали занимать прокладка новых автострад.
Среди основных предпосылок возникновения новых качественных особенностей архитектуры социализма в Чехии и других странах можно назвать следующие:
- Плановый характер освоения новых территорий
- Развитие и реконструкция городов и их агломерций
- Государственный контроль в области районной планировки
В Чехословакии, где идея комплексного подхода к созданию жизненной среды уже имела определенные традиции, изучением проблемы строительства занималась Чехословацкая Академия наук и Исследовательский институт строительства и архитектуры.
В 1967 году в Чехословакии состоялся конгресс Международного союза архитекторов, посвященный теме » Архитектура и жизненная среда». Концептуальные вопросы создания гармоничной жизненной среды не теряют своей актуальности и на сегодняшний день, хотя реалии современной жизни далеки от социалистического прошлого.
Hello there, just become alert to your weblog thru Google, and located that it is truly informative. I am going to watch out for brussels. I will be grateful for those who continue this in future. Lots of people might be benefited from your writing. Cheers!