Стиль барокко возник и сформировался в Италии в конце XVI века. Исторически он пришел на смену стилю Возрождения вследствие кризиса гуманистической ренессансной культуры. В XVII столетии барокко распространяется на территории большинства европейских стран.
Украинское барокко характеризуется своеобразными особенностями, в частности использованием традиций народного искусства. Особенно ярко проявилась самобытность стиля в архитектуре Левобережья и Слобожанщины, которые были объединены с Россией в 1654 году.
На западных землях Украины, которые оставались под властью польских магнатов, возводится большое количество католических монастырей на Галичине, Волыни, Подолье и Правобережье. Логичным завершением архитектуры Ренессанса и началом нового этапа — стиля барокко, является костел Бернардинского монастыря, построенный в 1600 — 1630 годах зодчими Павлом Римлянином и Амвросием Прихильным.
Одной из первых построек, которые в полной мере отвечали архитектурной стилистике барокко, стал иезуитский костел Петра и Павла, возведенный во Львове в 1610 — 1630 годах итальянским архитектором Джакомо Бриано.
После окончания войны 1648 — 1654 гг. на объединенных землях быстро растут города, развиваются ремесла, торговля, формируется новый образ жизни. Западные центры украинской культуры — это города Львов, Луцк и Острог теряют свое значение. На передний план выходят Киев, Чернигов, Переяславль, Полтава и вновь возведенные города — Харьков, Изюм и Переяславль.
Повсеместно начинается строительство церквей, православных монастырей, роскошных особняков для козацких старшин, потому что теперь они становятся основными заказчиками. Большую популярность приобретают постройки из натурального камня — дикаря.
В XVII веке всем процессом строительства руководит » Приказ каменных дел». На Украину приезжают российские мастера, ведущие архитекторы страны О. Д. Старцев, Д. В. Аксаматов и многие другие. Но при этом основную массу строителей составляли рядовые украинские мастера, среди которых можно назвать И. П. Зарудного.
Украинское барокко быстро вырабатывает свои стилистические особенности. Основными компонентами стиля стали национальные приемы устройства оград и особенности композиции построек, а также некоторые черты русской архитектуры, которая нашла отражение в характере декора. Здания строили из кирпича, что во многом определяло особенности экстерьера фасада.
Городская застройка Приднепровья и Левобережья имела особенный, усадебный характер. При этом сохранился принцип древнерусского планирования — радиально — порядковый, что отличалось большой живописностью размещения зданий.
Дома свободно размещали на приусадебном участке, при этом действовали правила, описанные в » Кормчей книге». При этом городские монументальные постройки, например, церкви, замыкали перспективу улицы или же доминировали над городской застройкой.
Высотный характер церковных построек соответствует традициям украинской деревянной архитектуры. Большое количество построек носило общественно — доступный характер — это каменная ратуша с высокой башней со шпилем и часами, а также дом Киевской Академии, который впоследствии был надстроен архитектором Шеделем и сохранился до наших дней.
Роль Петра Могилы.
Наиболее ярко и своеобразно стиль украинского барокко отразился в культовом зодчестве. Огромную работу по реставрации культовых сооружений Киева совершил известный митрополит Петр Могила ( 1627 — 1647 годы жизни).
В частности, при его содействии был восстановлен разрушенный еще во время монголо — татарского нашествия Софийский собор, а также Успенский собор, Десятинная и Васильевская церкви. Также было расширено здание коллегиума, который получил название Киево -Могилянского, а позже стал Киево — Могилянской Академией.
Времена Богдана Хмельницкого.
Во времена правления гетьмана Богдана Хмельницкого ( 1648 — 1657 годы) были возведены храмы Святого Михаила, Успения в Переяславле и Святого Николая в Чигирине. В это же время в Чернигове достроили старинную Ильинскую церковь, и при этом превратили ее на типично украинское трехэтажное культовое сооружение.
Первым образцом стиля украинского барокко стала церковь Святого Ильи в Субботине. Суровый и величественный облик этого сооружения — твердыни украшает фронтон, выполненный в вычурном и роскошном стиле барокко. Именно это стало новым явлением в архитектуре того периода.
Арабский путешественник Петр Алеппский, который пересекал Украину в 1654 году, писал: » Казаки, которые перед этим пребывали в неволе, рабстве, теперь живут на воле, в радости и веселии… Соорудили соборные церкви … одна от другой больше и выше, величественнее, красивее и наряднее. Даже сельские церкви одна от другой лучше».
Во время правления гетьмана Демьяна Многогрешного была сооружена церковь Святого Николая в Нежине ( 1668 год постройки), которая стала первой памяткой зодчества, созданной на основе народных форм.
Расцвет архитектуры во времена Ивана Мазепы.
Еще выше поднимается волна архитектурного творчества во времена гетьмана Ивана Мазепы. За все 32 года его правления было сооружено более 50 больших комплексов и значительных объектов культового и светского назначения. В числе их выдающиеся памятники стиля украинского барокко, который поднялся на самую высокую ступень своего развития.
Одним из самых выразительных памятников архитектуры украинского барокко — это Покровский собор в Харькове, который был построен в 1684 году. Исключительное впечатление производит интерьер Собора с открытым и освещенным до самого верха пространством, находящимся под куполом. Постепенно отходят в прошлое приемы кирпичной пластики. Теперь фасады домов штукатурят и украшают лепниной.
Лаврская колокольня — это своего рода программное архитектурное произведение того периода. Архитектор Иоганн Готфрид Шедель был его автором. На тот момент это была самая высокая постройка в России — ее высота достигала практически 100 метров, а точнее — 96,5 метров.
Эта колокольня впервые в украинской архитектуре была построена по принципу ордерной архитектуры. Творение Шеделя произвело впечатление на известных украинских мастеров — Рубашевского, Шаровара, Гороха и Ковнира.
Еще одним архитектурным объектом мирового значения является Андреевская церковь, построенная в период с 1744 по 1767 годы на холме, который возвышается над Подольем. Великий Растрелли впервые обратился к национальным композиционным особенностям русского зодчества, которые гениально трансформировались в стилистику его творчества.
На протяжении почти 60 лет вел строительные работы в Лавре и ее владениях архитектор Степан Иванович Ковнир. Шедевром архитектуры в стиле барокко является колокольня Дальних Пещер в Киево — Печерской Лавре, которая была построена Ковниром в 1754 — 1761 годах. Есть предположения, что архитектурный проект колокольни был разработан зодчим И. Г. Григоровичем — Барским.
Значительную роль в развитии украинской архитектуры сыграл российский архитектор Андрей Васильевич Квасов. Среди его учеников и сотрудников можно назвать талантливого украинского зодчего М. К. Мосцепанова.
Творчество И. Г. Григоровича — Барского.
Выдающимся украинским архитектором, в творчестве которого ярко выражены национальные черты украинского барокко стал И. Г. Григорович — Барский ( 1713 — 1785 годы жизни). Он был воспитанников Киевской Академии, и впоследствии выступил главным архитектором Киевского Магистрата.
Наиболее интересной с точки зрения продолжения традиций украинской национальной архитектуры является Покровская церковь на Подоле, построенная в 1766 — 1772 годах. Она представляет собой постройку, украшенную тремя куполами, украшенными крестами. К боковым фасадам постройки примыкают живописные входы.
Утонченный, мастерски выполненный декор не разрушает иллюзию плоскости стен — этот прийом является традиционным для украинской архитектуры. По проекту И. Г. Григоровича -Барского был сооружен Трисвятительский храм в селе Лемешах. А в Козельце вместе с А. Квасовым он построил удивительной красоты церковь Рождества Пречистой.
Также И. Г. Григорович — Барский спроектировал церковь Петра и Павла в Межигорском монастыре, расположенном вблизи от Киева, собор Красногорского монастыря в Золотоноше и Набережно — Никольскую церковь в Киеве. Декор и надстройки Кириловской церкви XVIII века в Киеве также принадлежат гению зодчего.
Во многих постройках сохранились надписи или портреты основателей и зодчих — творцов. Формы позднего периода стиля барокко воплощены в экстерьере костела Сергия во Львове. Стиль барокко в архитектуре Львова достиг своего развития в здании Доминиканского костела, построенного в период с 1749 по 1764 годы.
Много построек было возведено Бернардом Меретином. Большую роль в творчестве Меретина играет скульптура, потому что зодчий зачастую работал в тандеме со скульптором И. Пинзелем. Во Львове была возведена одна из самых красивых построек в стиле барокко — собой святого Юра на Нагорье. Его украшают статуи работы И. Пинзеля.