В историю русской архитектуры имя великого архитектора В. В. Растрелли ( 1700 — 1771 годы жизни) вписано золотыми буквами. Именно благодаря его гению были возведены Петровский дворец, Зимний дворец, Смольный монастырь в Петербурге, а также Андреевская церковь в Киеве — признанные во всем мире шедевры архитектуры.
Большой дворец в Пушкине ( ранее Царское село) — это один из прекраснейших и выдающихся дворцовых сооружений в мировой архитектуре. Строительство здания началось в Царском селе началось еще во времена правления Петра I.
В 1743 году на месте усадьбы архитектор А. В. Квасов занимается возведением двухэтажного дворца с двумя флигелями по бокам, которые соединялись с центральным корпусом галереями. Позже А. В. Квасов и С. И. Чевакинский достроили еще несколько помещений. Архитектору А. В. Квасову не нравилась планировка двора, и Растрелли поручили изменить его переоборудование.
Процесс строительства продолжался на протяжении четырех лет, с 1752 по 1756 годы. Красота экстерьера дворца поражала воображение современников. В 1770 году к дворцу были пристроены флигели, правый из которых был построен архитектором И. В. Несловым.
В 1780 году Чарльз Камерон оформил две группы помещений во дворце и достроил для Екатtрины II комплекс сооружений с правой стороны дворца. Это прекрасные по своей форме классические постройки — корпус холодных бань, агатовый павильон над ними и Камеронова галерея со ступенями, ведущими в парк. От агатового павильона в парк ведет пандус.
В 1786 году архитектор В. И. Неслов начал строить флигель рядом с церковью, соеднив его с дворцом широкой аркой. В 1811 году архитектор В. П. Стасов перестроил его в лицей, который мы знаем как место обучения А. С. Пушкина.
За дворцом продолжается парк с большим прудом, многочисленными павильонами и парковыми сооружениями разных времен, построенных в разнородной стилистике архитектуры. Такое причудливое сочетание ни в коей мере не портит общей картины композиции — напротив, делает облик парка неповторимым.
Особое внимание заслуживает ландшафтный дизайн парка, который оформлен с большим изяществом. Скульптурные композиции гармонично вписываются в целостную картину витиеватых дорожек и изумрудно — зеленого газона.
Длина фасада дворца достигает 325 метров. Его разделяют выступы с колоннами и портиками, которые группируются в разной последовательности. Центральные ответвления фасада оформлены колоннадами на двух верхних ярусах. Колонны опираются на кронштейны пилястр аркады первого этажа, которые поддерживают скульптурные фигуры атлантов.
Верхний этаж в плане — это нескончаемая анфилада залов, самым огромным из которых является Тронный, или Большой Зал, размер которого составляет 47,5 м x 17 метров. Правое крыло, оформление которого выполнил Чарльз Камерон, — это яркий пример классического стиля в архитектуре. Экстерьер здания характеризуется утонченным и строгим характером.
В годы войны ( 1941 — 1945 гг.) немецкие солдаты разграбили и разрушили дворец. В наше время благодаря работе мастеров — реставраторов были восстановлены практически все залы дворца, и самой постройке вернули ее уникальный первоначальный облик.
Если будет такая возможность, обязательно постараюсь посетить это удивительное место еще не один раз. Дворец в Пушкине представляет собой не только интересную по своему архитектурному решению постройку, но и является безусловной исторической и культурной ценностью Российской Федерации.
Всегда с интересом относился к исторической архитектуре России и видел множество поистине великолепных зданий. Но дворец в Пушкине представляет собой нечто особенное.