Грот ( французское слово » grotte», итальянское — » grotta» от латинского » grypta», образованного от греческого слова » kryptos» — что в дословном переводе означает » тайный, скрытый») — это пещера или тайный ход. В древности искусственные и естественные пещеры использовались для захоронения. В Вифлееме почитается » пещера Рождества«.
В искусстве итальянского Возрождения, в ансамблях архитектуры загородных вилл » сельского стиля» возникла мода на парковые павильоны, имитирующие естественные пещеры.
Первый из таких гротов был сооружен в 1522 году в Мантуе для герцогини Изабеллы д’ Эста. Грот назывался » Храм богини любви и красоты», и был посвящен Венере. В нем размещались античные статуи.
В XVI — XVII столетиях многие сады имели гроты, которые складывались из валунов, камней и кирпича. Внутри они часто воспроизводили » морское царство» Нептуна с отделкой из туфа, морских раковин, с искусственными водопадами и фонтанами.
Художественный эффект строился на неожиданном контрасте залитых солнечным светом аллей парка и таинственного сумрака грота. В парке Версаля, резиденции французского короля Людовика XIV, устроен грот Аполлона с находящейся в нем статуей солнечного бога и прислуживающих ему нимф работы Ф. Жирардона.
В Летнем саду в Петербурге, по замыслу Петра I и по проекту архитектора А. Шлютера, с 1714 года строился грот, где позднее была установлена знаменитая статуя Венеры Таврической. Грот был построен только в 1725 — 1727 годах, после смерти царя Петра, архитектором М. Земцовым в переходном стиле, предвещающем рокайли Елизаветинского периода.
Внутри грот был отделан туфом, настоящими морскими раковинами и битым стеклом. В центре находился фонтан с изображением бога морей Нептуна, окруженного четырьмя гиппокампами — в греческой мифологии это морская лошадь с рыбьим хвостом. Сделанные из свинца статуи были щедро покрыты позолотой.
Здесь же помещался уникальный музыкальный инструмент — водяной орган, приводимый в действие движением воды. К сожалению, до наших дней грот не сохранился, так как он был разобран в начале XIX века.
В Царском Селе, близ Петербурга, в парке на берегу Большого пруда в 1746 — 1771 годах, по проекту Растрелли — младшего также возведен грот. В его наружной и внутренней декоративной отделке использованы маски Нептуна и раковины, а вместо композитных капителей сделаны головы дельфинов.
Павильоны — гроты возводились во многих парках Западной и Восточной Европы XVIII века, но не носили погребального характера.