Период с начала 20 — х по вторую половину 30 — х годов XX века особенно выделяется в советской истории. В это время идет творческий поиск стилей и способов выражения идеи в различных сферах искусства и социальной жизни общества.
Эти поиски не были тесно связаны с идеологией социализма, но, тем не менее, на современном этапе они вызывают отторжение, неприятие и предаются практически полному забвению.
При этом временной отрезок ( 20 — е — 30 — е годы XX столетия) представляет определенный интерес в плане создания памятников и образцов кладбищенской архитектуры — надгробий и целых мемориальных комплексов.
Ранний период существования Советского государства характеризовался невиданным подъемом творческой мысли. В это время в архитектуре и малых архитектурных формах особенное место занимает стилистика конструктивизма.
В 1918 году Совнаркомом был издан декрет » О кладбищах и захоронениях», который отстранял духовенство от управления и содержания кладбищ. С этого момента началось разрушение » буржуазных» захоронений, стирание различий в вероисповеданиях, а также упрощение образцов кладбищенской архитектуры. Таким образом, ленинградский некрополь претерпел значительные изменения и даже деградацию.
В создании первых образцов советской кладбищенской архитектуры принимали участие представители передовой творческой элиты — И. А. Фомин, С. Т. Конёнков, А. В. Щусев и А. В. Луначарский. Именно они работали над созданием памятников на Марсовом поле в Ленинграде, который поначалу все еще носил старое название — Петроград.
В этот период создавались братские могилы павших революционеров, активистов и красноармейцев — это были так называемые » коммунистические площадки», на которых похороны превращались в митинг или настоящую демонстрацию приверженности социалистическим идеалам.
Таким образом, братские могилы, а также памятники и монументы на них становились местом поклонения для представителей нового общества — боевых товарищей и активистов революционного движения.
В то же время властями были инициирован снос Митрофаниевского, Фарфоровского и Выборгского римско — католического кладбищ, которые представляли определенный интерес как в историческом аспекте, так и в плане архитектуры.
Превращение Тихвинского кладбища Александро — Невской Лавры в парк — музей » Некрополь мастеров искусств» и планировавшаяся перепланировка в парковый комплекс Смоленского православного и других кладбищ были частью грандиозного замысла по созданию садово — паркового массива, окружающего центр Ленинграда, а также цепи новых архитектурных сооружений и строительства городов — спутников.
Таким образом, планировалось полностью изменить архитектурный облик исторического Петербурга, придав ему советский облик и сделав социалистическим городом — настоящим » городом Ленина».
Архитектура начала XX века
В первые десятилетия после революции 1917 года и установления советской власти большинство крупных зданий и сооружений, а также малые архитектурные формы строятся в стилистике конструктивизма. В этот период ( 20 — е — 30 — е годы XX столетия) данное направление является новаторским.
Одной из самых выразительных и характерных особенностей конструктивизма можно считать то, что не только в плане, но и в экстерьере зданий появляются новые черты. Так, внешний вид и особенности архитектурного облика напрямую зависит от функционального назначения сооружений.
Черты конструктивизма в архитектуре
Для послереволюционного конструктивизма в архитектуре характерными были следующие черты:
- Окрашивание фасадов зданий в контрастные цвета.
- Цветовое выделение плоскостей и ребер архитектурных массивов.
- Остекление значительной части здания. Огромные окна с большими плоскостями стекла образуют прозрачные стены, поэтому их даже трудно назвать окнами.
- Оконные проемы имеет строгие геометрические формы. Они характеризуются строгой вертикальной или горизонтальной протяженностью.
- Плоская форма крыш подчеркивает геометрически правильные конструкции.
- Большие просторные террасы дополняют облик зданий.
- Социальный функционализм выражается в том, что характер архитектуры построек напрямую зависит от их назначения.
- Присутствует эклектическое смешение различных форм стилистики архитектуры.
- Конструктивизму близка идея » производственного искусства», которое находило отражение в повседневной жизни каждого человека. Некоторые новаторы — конструктивисты доходили до того, что полностью отрицали существование » чистого» искусства, считая его неотъемлемой частью быта людей.
Творческие поиски конструктивистов повлияли на характер и форму создания памятников на площадях и улицах, а также на кладбищах.
Памятники в стиле конструктивизм
Ярким примером может служить ансамбль площади Жертв Революции на Марсовом поле, выполненный архитектором Л. Рудневым в 1917 — 1919 годах. Это одно из самых первых послереволюционных сооружений.
Монументальная гранитная стена окружает могилы погибших революционеров. Эта массивная ограда является символом некоторой обособленности нового мира, символом крепости — твердыни, противопоставленной чуждому внешнему миру.
В центральной части монумента в память о павших революционерах был зажжен вечный огонь, ставший причиной суеверного страха многих верующих, которые сразу же назвали его » адским пламенем», выходящим из недр земли.
Надписи на монументе были сделаны А. Луначарским, а партерный сад создал архитектор И. А. Фомин.
Огромный интерес представляет памятник С. Я. Васильеву, С. И. Вшицеву и А. М. Бабанову, которые погибли в июле 1935 года не производстве Пятой ЛГЭС.
Облик памятника является уменьшенной копией опоры линии электропередач. Некоторые посетители в контурах памятника угадывают очертания креста, хотя авторы вряд ли задумывали это.
На Никольском кладбищеАлександро — Невской Лавры рядом с » архиерейским участком» воздвигнут памятник А. Е. Преснякову ( 1870 — 1929 годы жизни) — профессору — историку русского революционного движения.
По особенностям своей формы памятник напоминает монумент Лассалю — это тоже нагромождение кубов из гранита, но только изображение ученого вырезано на одной из граней верхнего куба. Автором этого памятника является скульптор Матвей Генрихович Манизер.
Настоящим шедевром конструктивизма можно считать надгробное сооружение, установленное на территории Смоленского лютеранского кладбища на могиле начальника котельного цеха Невского завода имени Ленина Ивана Христиановича Звирбуля ( 1880 — 1935 годы жизни).
Этот памятник представляет собой металлический паровозный котел. На сегодняшний день надгробие тоже находится в плачевном состоянии, потому что под действием ржавчины металл постепенно превращается в пыль и рассыпается.
Архитектурные творения И. А. Фомина
Среди многочисленных творений архитектурного таланта И. А. Фомина особенно можно выделить проект памятника на братских могилах революционеров в Лесном, над которым он работал с 1920 по 1923 годы.
Также в стиле конструктивизма был создан памятник Лассалю на Невском проспекте ( в те времена проспект носил имя 25 — го ноября). Он представляет собой неряшливое нагромождение гранитных кубов с бюстом наверху. Столь причудливые эклектичные формы были необычными даже для свободной стилистики конструктивизма.
С середины 20 — х годов XX века Иван Алексеевич Фомин занимался творческими поисками удачного смешения классических форм архитектуры с принципами современного искусства.
Через некоторое время архитектор опубликовал в » Красной газете» свое видение нового типового памятника или надгробия. Так, Фомин считал крест эмблемой смерти и знаком вычеркивания человека из жизни. По его мнению, памятник должен был прославлять идею жизни, несмотря на фактическую смерть человека. Поэтому пламя революции в представлении архитектора выступало огнем жизни и продолжением борьбы.
Таким образом, типовое советское надгробие должно было выглядеть в виде пирамиды со ступенями, расширяющимися в нижней части. Вершину памятника должен украшать » вечный огонь» — стилизованное изображение пламени. На лицевой стороне надгробия размещались профессиональные или производственные эмблемы.
В 1924 году И. А. Фомин отходит от классического понимания обелиска. Гораздо ближе к форме обелиска В. Бренны подходит проект Фомина на постройку памятника » Донбасс товарищу Артему» ( 1921 год). На сегодняшний день проект хранится в коллекции Московского Научно — исследовательского музея имени А. В. Щусева в Москве.
Памятник И. А. Тартакову
Одним из надгробий подобной стилистики стал памятник на могиле певца Иоакима Викторовича Тартакова ( 1860 — 1923 годы жизни).
И. А. Фомин и скульпторы Я. А. Троупянский и В. А. Синайский создали из известняка ( красного песчаника) пирамиду на ножках — масках в 1924 году.На памятнике были размещены символы театрального искусства, а изображение усопшего певца выполнено в виде барельефа.
Захоронение было произведено в Некрополе мастеров искусств. Примечательно то, что известняк для сооружения памятника был взят из цоколя ограды Зимнего Дворца.
По мнению ученых — некрополистов в объеме и форме памятника угадывается классический прототип: постамент обелиска » Румянцева победам», автором которого стал Винценцо Бренна.
Памятник Н. В. Бахвалову
Несколько памятников и надгробий в стиле конструктивизма есть на Коммунистической площадке Лавры. Одним из них является памятник Николаю Васильевичу Бахвалову — шоферу с многолетним стажем, умершему в 1921 году.
Это курьезное надгробие создано из подручных материалов — автомобильных запчастей ( цепей, колес, шестерней, подшипников и руля, который венчает всю композицию).
Возможно, этот уникальный монумент был собран из запчастей автомобилей другими шоферами — сослуживцами Бахвалова. Уникальный памятник расположен прямо у входа в собор.
В 90 — х годах XX века он был в аварийном состоянии, поэтому было решено укрепить его основание. Но время не пощадило металлических частей памятника, и многие из них под влиянием коррозии потеряли свой первоначальный вид или просто были уничтожены.
Массовые надгробия
Именно в период с 20 — х по 30 — е годы XX столетия массовое распространение получили памятники из фанеры или металла в виде остроконечной пирамиды, увенчанные пятиконечной звездой ( если хоронили красноармейца) или одной из заводских деталей — гайкой, шестеренкой ( если умерший был рабочим).
Данные массовые надгробия выполнены в стиле конструктивного минимализма. Их форма и идея кардинально удалена от традиционных христианских православных памятников.
Однако надгробия массового производства были широко распространены в то время, хоть на сегодняшний день они не представляют особой историко — культурной ценности. Исключение составляют лишь монументы, установленные на братских могилах.