Слово » регистан» образовано от слияния двух узбекских слов: » рег» — » песок» и » стан» — » место, расположение». То есть, в дословном переводе, » регистан» обозначает » покрытое песком место». Этим термином называли центральные площади по многих крупных населенных пунктах Азии и Среднего Востока.
Большой интерес представляет мифология, связанная с происхождением площади. Легенды гласят, что в древности центральные площади городов служили местом публичной казни осужденных, а также военных пленников. И место казни постоянно посыпали песком, чтобы скрыть кровь жертв, стекающую на землю.
Ансамбль трех медресе, расположенный на площади Регистан в Самарканде ( Узбекистан) является одним из самых ярких и выразительных примеров персидской архитектуры, для которой свойственны многие уникальные черты. Высокая художественная ценность архитектуры ансамбля позволяет с уверенностью отнести его к жемчужинам мировой архитектуры. Он внесен в список всемирного художественного наследия ЮНЕСКО.
Структура регистана в Самарканде.
Площадь Регистан в Самарканде представляет огромную историческую ценность благодаря памятникам архитектуры 15 — 17 веков. Целый ансамбль, состоящий из трех медресе, расположен на территории площади. Он включает в себя следующие объекты:
- медресе Улугбека ( построен в 1417 — 1420 годах);
- медресе Шердор ( построен в 1619 — 1636 годах);
- медресе Тилля — Кари ( 1646 — 1660 годах);
- мавзолей Шейбанидов;
- рынок Чорсу.
В начале 15 века составляется ансамбль центральной площади Самарканда — Регистан. Во времена правления Тимура на площади возводится медресе — мусульманская школа, а также здание караван — сарая, мечети и ханаки ( монастыря дервишей). Эти сооружения со всех четырех сторон окружили площадь.
Позднее, спустя два столетия, архитектурный ансамбль площади подвергся перепланировке и некоторым изменениям. Архитектор Абул — Джаббар на месте ханаки возводит медресе Шердор ( 1635 — 1636 годы постройки), а вместо караван — сарая — медресе Тилля — Кари ( 1646 — 1660 годы постройки).
Постройки, находящиеся на южной стороне площади, были демонтированы, вследствие чего был открыт проход на юг. Позднее, в 18 веке, рядом с площадью, за стенами медресе Шердор был сооружен закрытий куполом рынок Чорсу, представляющий собой постройку в виде двенадцатигранника ( хотя некоторые специалисты склонны трактовать форму постройки как шестигранник).
С трех сторон площадь окружают могучие порталы трех медресе, а рядом расположились в торжественной гармонии высокие минареты. Экстерьер построек отличается роскошной наружной отделкой. Стены зданий покрыты глазированной керамической плиткой, которая образует замысловатые мозаичные узоры. Создается впечатление, что на стенах сооружений висят ковры с яркими восточными узорами.
Могучие очертания зданий, гладкие, сверкающие очертания отделанных мозаикой стен создают сказочно красивое и непередаваемое зрелище. Слева на площади располагается постройка медресе Улугбека. Здание состоит из величественного портала, сверху украшенного стрельчатой аркой и двух минаретов, стоящих рядом.
Стены построек щедро украшены цветочно — растительным орнаментом. Помимо глазированной керамической плитки, в мозаичных рисунках и инкрустациях используются вставки из натурального мрамора. Фасад здания украшен звездчатым орнаментом, что является символом звездного неба.
Вершину мечети венчает купол в виде шлема — наиболее характерная черта персидской архитектуры. Стены украшены восточными орнаментами и надписями. Напротив медресе Улугбека гармонично расположен медресе Шердор, который является почти полным аналогом постройки. Вместе они создают подобие зеркального отражения друг друга.
Заключительной постройкой регистана является медресе Тилля — Кари, которая была сооружена позже всех. Левую часть Тилля — Кари занимает соборная мечеть с удлиненным колонным залом, перекрытым куполом. Среди других куполов ансамбля самым большим можно назвать купол мечети. Особенности декоративной отделки медресе Тилля — Кари заключаются в использовании особого вида росписи — кундаль, который и стал причиной названия мечети — Золоченая.
Медресе Улугбека.
Старейшей постройкой на центральной площади Регистане Самарканда является медресе Улугбека. Ее постройка датируется 1417 — 1420 годами. Инициатором строительства стал тогдашний правитель государства Тимуридов — Улугбек. Немного позднее была возведена обсерватория, что является значительным прорывом в науке того времени.
Медресе размещалось в западной части Регистана, а напротив него построили ханаку — монастырь для дервишей. На северной стороне был возведен караван — сарай — место для отдыха путешественников и купцов, перевозивших товары с помощью верблюжьих караванов.
В XV веке медресе Улугбека выполняло роль образовательного учреждения, и было одним из лучших на Востоке. Его считали одним из центров просвещения, и в нем работали выдающиеся ученые своего времени.
Медресе Шердор.
В начале XVII века на месте ханаки было построено медресе Шердор. К тому времени монастырь дервишей уже потерял свой внешний вид и утратил былое значение. В одно и то же время началось строительство еще одной медресе — Тилля — Кари. Архитектура здания — творение рук зодчего Абдула — Джабара, а декоративным оформлением здания занимался Мухаммед Аббас.
По своему экстерьеру Шердор практически полностью повторяет облик стоящего напротив здания медресе Улугбека. При этом пропорции здания немного изменены, потому что архитектор видел постройку именно с такой точки зрения.
На стенах медресе Шердор написаны цитаты из Священной книги — Корана, а на портале, расположенном на входе, красуется изображение герба Самарканда — барса, который несет на спине солнце.
Рынок Чорсу.
С обратной стороны медресе Шердор был построен закрытый куполом павильон — рынок Чорсу. Это говорит о том, что для Самарканда площадь также имела важное торговое значение. Первоначальная постройка здания была осуществлена в XV веке, но спустя 300 лет его архитектурный облик подвергся изменениям.
В начале XXI века на площади Регистан в Самарканде были проведены реставрационные работы. Вокруг купольного здания Чорсу был снят грунт толщиной около трех метров, который частично скрывал высоту здания. На данный момент в бывшем торговом павильоне Чорсу находится Галерея изобразительных искусств Узбекистана.
Мавзолей Шейбанидов.
В восточной части площади, неподалеку от медресе Тилля — Кари находится мавзолей Шейбанидов, который представляет собой собрание старинных каменных надгробий, воздвигнутых там много веков назад. Самое древнее надгробие датируется XVI веком.
Эти памятные плиты сооружались в честь правителей, выдающихся ученых и деятелей искусств, а также знатных горожан. До сих пор мавзолей представляет собой интерес в качестве исторического памятника.