Индийские постройки 15 — 16 веков сооружали из природного камня, чаще всего красного или темно — желтого песчаника. Это давало возможность использовать прием резьбы по камню, делая роскошные пластичные изображения, характерные для традиционной индийской архитектуры.
В 17 веке во время правления Шах — Джахана Мугала, архитектура приобретает новые черты. С мраморных павильонов, нависающих над берегом речки Джамна, открывается широкая долина, освещенная солнцем. С правой стороны располагается белоснежное здание сказочной красоты. Это — Тадж — Махал, который были построен по приказу Шах — Джахана в честь его жены Мумтаз — Махал в 1630 — 1652 годах.
Мавзолей и целый комплекс сооружений возле него строили лучшие индийские зодчие. Для работы также привлекали архитекторов из Ирана, Средней Азии и Турции. Руководил строительством проекта известный архитектор Устад Муххамед Иса Эфенди. Всего в работе было задействовано около 20 тысяч квалифицированных мастеров.
Комплекс мавзолея Тадж — Махал занимает площадь прямоугольной формы размером 300 м на 600 метров. Вся композиция имеет симметричный характер, и постройка производилась по удлиненной оси. Перед входом в ансамбль мавзолея расположена площадь.
На мраморном пьедестале, размещенном на платформе, гордо возвышается прекрасный мавзолей в окружении четырех стройных минаретов. В центре ансамбля длинной лентой вытянулся бассейн. Стены мавзолея щедро инкрустированы орнаментом из полудрагоценных и драгоценных камней — агатов, малахита, янтаря и кораллов.
Над восьмигранным объемом возвышается купол на высоком барабане в окружении четырех куполов размером поменьше. Каждый фасад оформлен арочными порталами между двумя этажами лоджий, которые придают всему сооружению утонченной легкости и воздушной грации.
Поверхность стен покрыта тонким кружевом резных орнаментов. Внутри мавзолея расположена лестница, по ступенькам которой можно спуститься вниз, туда, где стоит надгробие Мумтаз Махал. В задней части мавзолея, с платформы открывается широкий простор долины реки Джамна.
Шах — Джахан намеревался построить точно такой же комплекс мавзолея на другом берегу реки для себя, но в отличие от белоснежного Тадж — Махала, ансамбль планировалось сделать в черном цвете. Но этому замыслу владыки, к большому сожалению, не суждено было исполниться. Поэтому надгробие Шах — Джахана расположено рядом с супругой, чтобы в ином мире они тоже могли быть неразлучны.