В этом небольшом сооружении с исключительной яркостью воплотились основные черты искусства Возрождения. Этот этап развития ренессансного искусства происходит в XV — XVI веках, когда его центр искусства и архитектуры переместился из Флоренции в Рим.
Формирование нового стилистического направления было связано, прежде всего с творчеством итальянского архитектора Донато Браманте ( 1444 — 1514 годы жизни), одним из замечательных творений которого является Темпьетто в Риме.
Темпьетто представляет собой отдельно стоящую часовню — ротонду, которая была построена архитектором Браманте в 1502 году по заказу испанской королевской четы Фердинанда и Изабеллы на холме Яникул в Риме. В переводе с итальянского слово » tempietto» означает » маленький храм».
Экстерьер часовни Темпьетто поражает своим изяществом, утонченностью и миниатюрными размерами. Это было одно из первых творений эпохи Высокого Возрождения в Риме, и красота маленькой часовни — ротонды поразила всех жителей города до глубины души.
Часовня Темпьетто входит в состав комплекса Сан — Пьетро — ин — Морторио — церкви, возведенной на холме Яникул, на месте предположительного распятия апостола Петра. Небольшой храм по своей форме, композиции и пропорциям является настолько совершенным, что он по праву считается одним из выдающихся шедевров архитектуры.
Монастырские ворота ведут к проезду, откуда можно попасть на небольшой дворик, окруженный аркадами. В центре двора стоит Темпьетто. Снизу храм окружают три круга удобных ступеней. На небольшом цоколе сооружена круглая колоннада тосканского ордера. Двухъярусная центральная часть возвышается над балюстрадой, и завершается полусферическим куполом с высоким декоративным » фонарем». Вся композиция построена на эффекте перспективного восприятия кругов.
Во внешнем оформлении часовни нет ни одной лишней детали. Небольшой внутренний простор отвечает структуре фасада, а оформление интерьера является чрезвычайно гармоничным и прекрасным. Из окон верхнего яруса льется свет на резной декор. Далее по узким ступеням можно спуститься в подземную крипту. Ее стены также украшены тонким декором арабесок, которые характерны для архитектурного творчества Донато Браманте.