Во второй половине XVIII века господствующим стилем архитектуры в большинстве стран Европы становится классицизм, сменивший стилистику барокко. Классицизм возник под влиянием развивающихся капиталистических отношений, в связи с кризисом феодальной идеологии, выразительным средством которой был стиль барокко.
Это был второй этап освоения античного наследия, возникший в значительной степени под воздействием просветительских идей крепчающей буржуазной идеологии. На Украине в этот период происходят важнейшие события: воссоединение Правобережья, Брацлавщины и Волыни, освобождение земель с выходом к Черному морю, завоевание Крыма.
Начинается заселение, основываются новые города — Одесса, Херсон, Николаев, Екатеринослав, Мариуполь, Мелитополь, Симферополь. Для всей Российской империи разрабатываются генеральные планы городов, которые характеризуются классическим регулярным планированием. Начинается строительство в помещичьих усадьбах.
Периоды классицизма.
Периодизация классицизма на Украине совпадает с российскими, и выражается в следующих этапах:
- Ранний классицизм — с 1760 по 1780 годы. Это время, когда формировались особенности классицизма в России и в архитектурных формах еще чувствуется барокко.
- Высокий классицизм — с 1790 по 1830 годы. На этот период приходится наибольший расцвет архитектурного творчества.
- Поздний классицизм — с 1840 по 1850 годы. Это время, когда стиль уже затухает и появляются черты следующего архитектурного стиля.
Впервые на Украине классицизм проявился в садовой архитектуре в больших имениях, которые строились петербургскими зодчими. Примером раннего классицизма можно считать дворец Румянцева — Задунайского, построенный по проекту московского архитектора К. Бланка в 1770 году Максимом Мосцепановым, учеником Квасова и Баженова.
Романтизм в архитектуре выражен в обращении к формам средневекового зодчества, главным образом готики. Ранние постройки этого стиля — дворец Румянцева — Задунайского в селе Вишенки, построенный в 1787 году архитектором Мосцепановым. Под влиянием Баженова впервые на Украине зодчий обратился к романтическим тенденциям, сделав завершение башен фасада стилизованными зубцами средневекового сооружения. План постройки с изогнутыми очертаниями характерен для стилистики барокко.
Дворцовые постройки 80 — 90 — х годов XVIII века уже полностью соответствуют стилистике классицизма. Черты стиля в полной мере воплотились в творчестве Джакомо Кваренги и Чарльза Камерона. По проекту Кваренги был возведен собор Спасо — Преображенского монастыря в Новгороде Сиверском в Кременчуге ( построен в 1796 году), а также дворец Завадовского в Ляличах ( 80 — 90 — е годы XVIII века).
Настоящим шедевром является дворец Разумовского в Батурине ( Чернигов), построенный архитектором Камероном в 1799 — 1803 годах. Эта палладианская вилла словно перенесена из Италии. На главном фасаде над цокольным этажом возведен портик ионического ордера, на котором красуется восемь колонн. Полукруглые выступы на боковых фасадах подчеркивают центричность композиции. Отдельные детали — капители колонн, декор окон, профили карнизов — поражают утонченностью и совершенством художественного исполнения.
Интересный дворец Галаганов в Сокиринцах ( Черниговская область) был построен в 1829 году по проекту архитектора П. Дубровского. В экстерьере постройки тоже можно наблюдать наличие портика ионического ордера.
В конце XVIII — начале XIX веков на Правобережной Украине были созданы несколько типичных для стилистики классицизма парков. В 1796 году в Умани, в имении Потоцкого был построен парк Софиевка. В его проектировании принимали участие Л. Менцель, украинский паркостроитель Заремба, Бондаренко, Герасименко, Диброва и многие другие. Однако в ландшафтном дизайне паркового ансамбля все еще много характерных особенностей стиля барокко.
Еще один парковый ансамбль, заложенный в 1793 году в имении Бражицких в Белой Церкви и построенный архитектором Д. Ботани и львовским садовником А. Станче, создан целиком по принципу ландшафтных парков со спокойными и гармоничными пейзажными комплексами. Парковые сооружения — это колоннада » Эхо», Ротонда, колонна Пеголя и другие — выполнены в сдержанных формах классицизма.
В качестве стилистического течения романтизм наиболее ярко выразился в ряде дворцово — парковых ансамблей Крыма. Примером может служить дворец Воронцова в Алупке, построенный в период с 1828 по 1846 годы архитектором Э. Блером в стиле » тюдоровской» готики. И. Е. Старов создал генеральный план Екатеринослава ( Днепропетровск) и проект дворца Потемкина.
Классицизм становится стилем облика городов в целом. Площади представляют собой одновременно спроектированные ансамбли. В плане и композиции преобладает строгая симметрия. На главном фасаде зачастую можно видеть портики, благодаря которым центральная часть приобретает дополнительный объем.
Колонны играют роль конструктивный опоры. Сдержанность декора, суровость форм, статичные композиции и формы, близкие по характеру к образцам античной архитектуры — эти черты свойственны всем типам сооружений.
Стиль ампир.
Классическую архитектуру первой половины XIX века назвали стилем ампир, то есть стилем империи Наполеона I. В стилистике архитектуры Франции сформировались характерные признаки этого стиля, перенесение форм древнеримской архитектуры на современные здания. Примером может служить церковь Мадлен, построенная по проекту архитектора Виньона, Триумфальная арка — архитектор Персье и Фонтен, Вандомская колонна — архитектор Лепер и Гондуен.
Один из самых красивых ансамблей — заново распланированный и построенный центр Полтавы ( архитектор Амвросимов). В центре Круглой Площади, устроенной по проекту Ж. Гома де Гомона при участии скульптора Ф. Щедрина сооружен монумент Славы в честь Полтавской битвы в виде колонны тосканского ордера, увенчанной бронзовым орлом с древнеримскими военными атрибутами.
Новым типом городских построек были театры, в архитектуре которых использовался обычный классический прием с колонным портиком, треугольным фронтоном и сдержанным декором над окнами. Строятся торговые ряды, гостиные дворы, различные промышленные здания.
Архитектор А. Меленский ( 1766 — 1833 годы жизни) ученик Кваренчи, превратил патриархальный Киев на современный европейский город. Он обозначил Крещатую Долину в качестве будущей главной магистрали Киева. Построил первый городской театр, памятник в честь возвращения Киеву Магдебургского права, Николаевскую церковь — ротонду на Аскольдовой могиле, церковь и Николая Доброго Рождества, новый корпус Киевской духовной Академии.
Классицизм в архитектуре Одессы.
Архитектура Одессы была классической еще со времен основания города в 1794 году. Главный ансамбль города — Приморский бульвар. Центральный ансамбль — полукруглая площадь, созданная в 1826 — 1838 года архитектором Мельниковым. В центре площади расположен памятник Ришелье работы скульптора И. П. Мартоса.
От площади к берегу моря ведет широкая Приморская ( Потемкинская) лестница — творение архитектора Боффо. Гома де Гоман и Ф. Фраполли построили театр, внешне похожий на греческий — это своего рода храм с интерьером зала.
Викентий Иванович Беретти ( 1781 — 1842 годы жизни) и Александр Викентьевич Беретти ( 1816 — 1895 годы жизни) — гениальные архитекторы своего времени, отец и сын. Для того периода программным было сооружение Киевского университета. Викентий Беретти создал проект института благородных девиц.
В церковной архитектуре классицизм находит выражение в ряде построек в Крыму, которые копируют формы древнегреческих периптерных храмов ( Петропавловский собор в Севастополе — работа архитектора Рулева).
В построенной по формам византийской архитектуры, как ее тогда понимали, Десятинной церкви в Киеве ( построена по проекту Стасова) можно заметить начало нового стилистического направления — эклектизма. К нему можно отнести здания Михайловского собора в Севастополе ( 1848 год) и Владимирского собора в Херсонесе ( 1859 — 1868 годы).
Для широкого строительства украинских мастеров не хватало, поэтому казацкие старшины приглашали их из Москвы. Чувствуя востребованность, возвращались на родину ремесленники из московских артелей. Вновь возводимые постройки сначала имели характер близкий к русской архитектуре. Постепенно заимствованный декор дополнился такими типично украинскими элементами, как фронтоны с килевидными завершениями, небольшие деревянные колонны с перехватами, которые иначе называли «разорванными фронтончиками с гирькой».
Рассвет барокковой культуры приходится на трудные времена национально-освободительного движения во времена Б. Хмельницкого . Данный самобытный стиль наиболее ярко проявился в архитектуре Левобережья и Слобожанщины, объединённых с Россией в результате освободительной войны украинского народа 1648—1654 гг. Украинское барокко отличается сочетанием декоративно-пластических решений западноевропейских барокко и ренессанса с творческой переработкой наследия православного храмового зодчества.
Интересует информация о Торговых рядах Браницких в городе Белая Церковь, арх.Луиджи Руска, предположительно ~1806-1807 годы строительства…
Недавно были найдены документы, свидетельствующие о том, что автором проекта торговых рядов был итальянец Доминик Ботани. Более подробную информацию Вы можете получить в статье.
http://design-fly.ru/istoriya-arxitektury/torgovye-ryady.html