Городецкая прялка благодаря своей конструкции несла двойную функцию. Она была и рабочим инструментом и украшением избы. Вынув гребень по окончании работы, донце можно было повесить на стену. Это позволило современным городецким художникам перейти к созданию декоративных панно, основное значение которых — украшение стены.
Это и вертикальные композиции, форма доски которых по пропорциям близка к донечным, и широкие горизонтальные, прообразом которых являются развернутые повествовательные сценки не коробках для рукоделия.
Это панно одной из ведущих художниц промысла Л. Ф. Беспаловой продолжает традиции старых мастеров. Вполне современный сюжет — групповой портрет товарищей-художников с расписными изделиями в руках — выполнен в манере, присущей Городцу: сказочные цветы, резные колонки, пышные платья, высокие прически. Работа выполнена в насыщенных теплых тонах — охристых, красных, розовых с белильными оживками и черными дополнениями.
Замысел художницы оригинален и смел. Очень красиво каждое панно в отдельности. Единство человека и природы воспето в них с тонким поэтическим чувством. Однако при этом не лишены основания и вопросы, возникающие у многих зрителей: а насколько этот замысел выполнен по-городецки? а не превратились ли эти четыре панно в картинки? Не будем спешить с ответом на эти вопросы. Поиски новых тем и новых решений требуют длительной и сложной работы. Тема по своему содержанию достаточно значительна и глубока и может быть выражена даже словами «течение жизни». Где уж глубже взять тему! В том, что решение художница искала по пути создания росписей декоративных, я тоже не сомневаюсь. Оно частично и удалось, только сами сюжетные сцены оказались здесь лишь частными, бытовыми эпизодами, недостаточно раскрывающими большую, я бы сказал, философскую тему. Но, может быть, дальнейшее продолжение работы над этой темой и завершится обновлением художественного языка традиционной росписи.
Фаина Касатова — художник, умеющий серьёзно мыслить и понимать особенности различных видов искусства. Что же касается правомерности появления в городецкой росписи пейзажа, то он вторгается в неё уже давно, только в более условных изображениях. Он был и у старых мастеров в сценах охоты за птицей-невестой, гуляний.
РУКИНА Тамара Михайловна также в своём творчестве самостоятельна. Она окончила в 1959 году отделение городецкой росписи в Семёновской профтехшколе и начала свою работу в Курцеве. С 1978 года в составе экспериментально-творческой лаборатории для живописного цеха предприятия ею создано много интересных образцов и в том числе набор «Модница» для хранения предметов женского туалета, шестипредметный кухонный набор, четырёхпредметный набор для специй, а также многие орнаментальные росписи, украсившие изделия массового ассортимента.
В сюжетных композициях первый успех принесла ей декоративная тарелка «Конный спорт», где ей удалось по-новому осмыслить традиционный образ городецкого всадника.
Тамара Рукина неразлучна с книгами и коллекцией репродукций, которую собирает многие годы. По мотивам сказок она расписала сундучок «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и панно «Посадил дед репку», но эти росписи страдают излишней иллюстративностью. Значительно успешнее была её работа по созданию панно на темы русской истории.
В этом Рукиной Т.М. всегда помогало изучение опыта художников графики и её классика Фаворского В.А., обладавшего особым чувством декоративности, основанным на изучении русской иконы, миниатюры и народного декоративного творчества.
В его произведениях художница почувствовала родство и с лучшими произведениями старых городецких мастеров, которые также по мере своих возможностей пытались учиться мастерству по известным им работам иконописцев и графиков книжной миниатюры.
Признаю правомерными все три направления, складывающиеся в этой области в среде мастеров нашего коллектива. Первое — это обращение к темам и сюжетам глубоко традиционным, но весьма ёмким по способности отразить содержание, близкое и сегодня. Это темы застолий, праздничных выездов, событий, связанных со свадьбой. Темы вечные, нестареющие со временем.
Второе направление близко к первому, но отличается современным озвучиванием традиционных сюжетов. Таковы, например, темы застолья и гуляний в композиции Соколовой А.В. «Праздник Победы».
Третье направление основано на поисках новых тем и сюжетов в самой современной жизни и появлении композиций, ранее никогда не бывалых. Оно, пожалуй, наиболее ярко свидетельствует о большой жизнеспособности нашего искусства, способного находить новые источники вдохновения.
О том, что это направление уже прочно завоевало своё место в нашем искусстве, свидетельствуют такие удачи, как панно Беспаловой Л.Ф. «Городецкие мастера», Кубаткиной Л.А. «Хлеб всему голова», Чертковой В.А. «Улица мастеров на празднике города Городца» и «Любимая работа».
Наше искусство пополнилось и темами, отражающими героические события в истории нашей Родины, вдохновляется образами и сюжетами классическойC литературы. Обогащаются традиционные типы композиций, освоены новые приёмы.