Центром этого направления в развитии архитектуры в Центральной Европе была Вена в 90 — х годах XIX века. Происхождение и название этого движения были связаны со стремлением молодых художников порвать с традициями официального искусства предшествующих поколений, что выразилось в организации группы » Сецессион » ( Раскол).
Сецессия ( от латинского » secessio», что в переводе означает «отделение, расхождение») — это название архитектурного стиля начала XX века, который оформился на основе венского Сецессиона, произведения которого нашли свое наибольшее воплощение в архитектуре Львова.
Характерные черты сецессии
Для зодчества в стиле сецессии стало характерным использование свободно скомпонованного плоского декора растительного или фигурального характера. Художники сецессии считали архитектуру одним из видов искусства.
Предметом художественного интереса стала поверхность и деталь, в решении которых произошли наибольшие изменения, в то время как планировка, пространственная и конструктивная концепция зданий вначале оставались по существу без изменений и отвечали традициям позднего неоренессанса.
Характерными чертами стиля сецессии были следующие:
- Историзм и соблюдение традиций местной архитектуры
- Использование новых строительных материалов
- Новая структура конструкций
- Своеобразные элементы декора — стилизованные растительные и геометрические орнаменты
- Декоративные детали в народном стиле
- Соединение в отделке различных видов декоративной штукатурки
- Использование цветных витражных композиций
- Оригинальные рисунки металлических элементов
- Декоративные вставки из керамики
За удивительно короткий период, длившийся неполные 10 лет ( с 1900 по 1908 годы) стилистика сецессия захватила архитектуру, прикладное и другие виды искусств, проявив необычайную способность к формообразованию. Центром развития стиля стала Вена. Группу архитекторов возглавлял Отто Вагнер, профессор венской Академии искусств.
Творчество Отто Вагнера прошло через период неоренессанса, и он один из первых подвел сецессию к индивидуалистическому модерну. К первым постройкам Вагнера в новом стиле относятся станции городской железной дороги и метро в Вене ( 1894 — 1907 год), например Карлсплатц.
Чувство современной формы и рациональности общей концепции он проявил при решении здания почтово — сберегательной кассы в Вене, полностью остекленный зал которой, имеющий металлическую конструкцию, а также надстройка на крыше в виде аттика стали прообразом конструктивизма в архитектуре. Очень высокий уровень отличает архитектуру собора в Штейхофе ( 1906 год) и лечебницы в Вене ( 1913 год).
Из школы Вагнера вышли художники, которые распространили новую моду по всей Центральной Европе. К ним относится Й. Ольбрих — автор построенного в Вене выставочного павильона общества » Сецессион» с характерным позолоченным куполом, Й. Гофман, который руководил в Вене художественными мастерскими и был автором дворца Стокле в Брюсселе ( 1905 — 1914 годы). имевшего характерные геометрические, весьма тонко и скрупулезно выполненные детали.
Другой ученик Вагнера — югославский архитектор И. Плечник, в 1909 году создал монументальные пластично решенные фасады дома Цашерлхаус в Вене и перенес новую моду в Любляну.
Влияние венской сецессии проникло и в северную Италию. Так, в этом стиле были построены дворец Кастильони в Милане ( 1903 год, автор Г. Соммараги) и главный павильон на выставке декоративного искусства в Турине ( 1902 год). В Будапеште сецессия была представлена работами Э. Лехнера — автора здания почтово — сберегательной кассы ( 1900 год) и Б. Лайта.
Стиль находит отклик в Варшаве и особенно в Кракове в ассоциации польских художников » Штука» и у художников — прикладников ( С. Выспянский, Ф. Машинский и Т. Таловский). В Москве в этом духе работал М. Врубель, автор майоликовых панно гостиницы Метрополь ( 1903 год) и Ф. О. Шехтель, который разработал проект особняка, где сейчас размещается музей М. Горького.
Сецессия в Чехии и Словакии
Прямое влияние имела венская школа и на архитектуру в чешских областях благодаря Б. Охману и ученикам Вагнера. прежде всего Я. Котере. Охман, который относился к ведущим представителям этого движения, ценил сецессию прежде всего за возможность свободного художественного выражения.
В Вене он осуществил в духе сецессии архитектурное благоустройство центрального парка, где запроектировал несколько построек, напоминающих по формам парковую скульптуру.
Он первым принес стиль в Прагу, создав проекты дома Кафе Карсо ( 1897 — 1908 годы) и совместно с А. Дриаком и Б. Бендельмайером гостиницу » Централ» ( 1900 год). Обе эти постройки вместе с Петерковым домом в Праге ( Я. Котера) являются ценными памятниками ранней сецессии в Европе.
Сецессия получила распространение и в работах местных архитекторов, которые исходили с одной стороны из традиций национальной художественной культуры, а с другой — примыкали к новой концепции архитектурной целесообразности.
Наиболее ярко это проявилось в гармонично уравновешенных и планировочно четко решенных объемах Народного дома в Простейове ( 1905 — 1907 годы) и Городского исторического музея в Градце Кралове.
В атмосфере большой строительной активности в конце XIX и начале XX веков возникли другие произведения чешской сецессии, которые придавали городам, особенно Праге, специфический облик.
В духе стиля было решено здание Главного железнодорожного вокзала ( 1901 — 1909 годы, автор И. Фанта). хотя композицией объемов и планировочного решения оно оставалось отзвуком неоренессанса, так же как и Общественный дом ( 1902 — 1911 годы), построенный по проекту А. Балшанка и О. Поливки.
Тот же стиль имеет архитектурное решение Чехова моста в Праге ( 1906 — 1908 годы, автор Я. Коула).
Сецессия принесла также новый тип монументальной скульптуры — памятники Яну Гусу ( 1903 — 1915 годы, автор Л. Шалоун) и Палацкому ( 1905 — 1907 годы, автор С. Сухарда) в Праге.
Возникло тесное творческое сотрудничество художника Я. Прейслера с архитекторами. Благодаря общности творческих интересов художников и архитекторов стиль способствовал укреплению связи между архитектурой и изобразительным искусством.
Об этом свидетельствуют различные архитектурные проекты ( в том числе проект собственного дома), выполненные скульптором Ф. Билком в Праге ( 1911 год), фантастические архитектурные композиции А. Мухи ( 1900 год) и, наконец, деятельность пражского художника — декоратора Ц. Клоучка.
Своеобразное понимание чешской сецессии характерно для Д. Юрковича. Архитектура зданий, построенных по его проектам, находится под сильными влиянием народного деревянного зодчества и одновременно английских коттеджей.
Из множества его работ можно выделить Пустевны на Радгошти ( 1897 — 1908 годы). реконструкция Янова дома в Лугачовицах ( 1902 год), собственную виллу в Брно ( 1906 год).
Хотя в Словакии сецессия не прижилась, но и здесь появились примечательные постройки, решенные в этом стиле. К ним относится маленький костел в Муле ( 1910 год, автор И. Меджашан), капелла Андраша в Красногорском Подгради ( 1904 год), гимназия и костел св. Алжбеты ( 1908 год) в Братиславе, построенные по проекту будапештского архитектора Э. Лехнера.
Сецессия возникла в переходной период, когда среди художников и архитекторов шел творческий поиск новых форм воплощения своих идей. Подобные периоды время от времени возникали в разные времена. Однако архитектура сецессии является абсолютно уникальным явлением. Во — первых, из — за ограниченной продолжительности временных рамок. Во — вторых, из — за малого распространения в зодчестве других стран.