Стремление украсить свой дом свойственно человеку с глубокой древности. На Руси бревенчатую рубленую избу украшали изящной декоративной резьбой по дереву. Резными деталями были украшены карнизы, фронтоны и оконные наличники.
При выполнении элементов декора мастера учитывали климатические особенности того или иного региона. В средней полосе применялась резьба с глубоким рельефом, которая выполнялась с помощью долота. Глубоко прорезанные детали создавали богатую и удивительно красивую игру светотени при попадании солнечных лучей.
В северных районах была распространена прорезная или пропилочная резьба, которая особенно хорошо смотрится на просвет, создавая силуэтные изображения. Еще более пышно украшались фасады церквей и храмов, а позднее и общественных зданий.
Дмитровский собор во Владимире был построен в конце XII века. Вся верхняя наружная часть стройного одноглавого храма сплошь покрыта каменным узором. Всего насчитывается около 600 камней с резными изображениями святых, сказочных зверей и флористических мотивов.
Нижняя часть фасада собора выполнена из гладких камней и подчеркнуто отделена рельефным изображением аркады на тонких колоннах. Массивное основание словно вырастает из земли, завершая декоративный ансамбль здания. Эффект воздушности и устремленности к небу достигается уникальными методами, которые не имеют прямых прототипов ни в русской, ни в европейской архитектуре.
Храм Василия Блаженного, воздвигнутый на Красной площади в честь присоединения к России Казани, представляет собой красочный образец цветного декора в русском зодчестве. Существует легенда о том, что царь Иван Грозный приказал ослепить зодчих, которые возвели этот храм, чтобы они больше нигде и никогда не смогли построить здание подобной красоты.
Спустя триста лет в Москве архитектором А. В. Щусевым был построен Казанский вокзал ( 1912 — 1940 годы). Отделка здания характеризуется особым изяществом, четкой прорисовкой архитектурных деталей и восточными мотивами декора.
Однако русская архитектура не является исключением в плане активного использования декоративных приемов. В той или иной степени это свойственно и для архитектурных традиций многих других народов.
Богатые рельефные изображения и многочисленные скульптурные композиции украшали обелиски и пилоны храмов Древнего Египта, построек Ассирии, образцов архитектуры Вавилона и многих других.
Древние греки украшали многофигурными скульптурными группами фронтоны своих храмов, широко использовали рельеф и орнамент для декоративной обработки деталей ордера.
По мнению некоторых историков, греческие храмы имели яркую окраску — колонны светло — желтых тонов, детали антаблемента и фон фронтона — красного и синего цвета. Можно предположить, что общее впечатление от такой архитектуры было более красочным, чем от дошедших до нас развалин в монохромной гамме.
Важное место занимает орнамент в архитектуре ислама и Средней Азии. Примером могут служить разноцветные изразцы и вычурная резьба на стенах мечетей, медресе, сказочно красивые минареты Каира и Стамбула, древние памятники Самарканда.
Этот эффект нарисованного, словно нереального декора в виде орнамента проявляется также в архитектуре Китая, Индии и других стран Юго — Восточной Азии.
Фантастически красивые храмы Ангкор Ват и Ангкор Том в Камбоджи декорированы тысячами скульптурных изображений, которые кажутся живым растительным ковром, обвивающим здание со всех сторон. Храмы словно выступают из дремучих джунглей и являются их органичным продолжением.
В то же самое время, в XII столетии, на другом конце земли возникает готический стиль архитектуры, ярким примером которого может служить Собор Парижской Богоматери. Это прекраснейшее сооружение богато украшено резными, чеканными деталями, скульптурными группами и кружевным каменным узором.
Гладкие массивные стены собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, построенного первым архитектором итальянского Возрождения Филиппо Брунелески, расчерчены цветными полосками и квадратами орнамента, выполненного из мрамора.
Однако впервые идея декоративного оформления фасадов возникла в Древнем Риме. В постройках римлян был возрожден античный ордер, но только исключительно в качестве способа пластической обработки стен, как своего рода орнамент на архитектурные темы.
Следующая, наиболее мощная волна такого возрождения дала название целой эпохе в искусстве. Стиль итальянского Возрождения на исчерпывался копированием античных форм. Он подарил человечеству великие памятники зодчества и значительные архитектурные идеи, которые легли в основу работ последующих поколений архитекторов.