Украинское народное искусство с древнейших времен прошло великий путь самобытного развития, обогащаясь в тесных связях с искусством других народов, прежде всего, русского и белорусского. В быту украинцев нет ни одного предмета, которого не коснулась бы рука художника.
В представлениях украинцев человек приходит в этот мир еще и для того, чтобы украшать его. Народное творчество находится в гармоничной взаимосвязи с путем исторического развития народа, его бытом и трудовой деятельностью.
Резьба по дереву.
Издавна Украина была известна своими мастерами обработки дерева. Из древесины строили жилье, хозяйственные и защитные сооружения, церкви, памятники; из натурального дерева изготовляли предметы сельскохозяйственного и домашнего употребления, мебель, посуду и многое другое.
Некоторые элементы сооружений и другие деревянные изделия оформлялись резьбой и часто росписью. Сначала резьба имела плоскостной характер. Приемы плоской резьбы сохранились и до наших дней во многих областях западной Украины, в частности, в Закарпатье. Чтобы сделать плоский резной рисунок более фактурным и заметным, в углубления втирали угольную пыль.
В 17 — 18 веках особенно широко применялась резьба в иконостасах, киотах, свечниках, а также статуарная резьба. Это можно заметить в иконостасах Успенской церкви Киево — Печерской Лавры, Николаевского и Михайловского соборов в Киеве и собора в Больших Сорочинцах.
Для многих сельских изделий из древесины Центральной Украины и частично Галичины во второй половины XVIII века и начала XIX века была характерна резьба, которая отличалась от старинной техники плоскостной резьбы.
Значительно обогатилась орнаментика геометрического и флористического характера. В большинстве изделий орнаментом покрывались большие поверхности. В композиции орнамента часто встречаются круги и полукруги больших размеров, которые состояли из отдельных мелких элементов. В конце XIX века увеличивается объем изготовления на продажу мелких изделий из дерева, для которых было характерным не бытовое, в декоративно — художественное значение.
В технике гуцульской резьбы орнаментика объединяется с инкрустацией и имеет преимущественно плоскостной геометрический характер. Именно поэтому и по сей день гуцульские резные изделия невозможно перепутать ни с одним другим видом подобных предметов искусства.
Настенная роспись.
Еще одним из характернейших видов украинского народного декоративного творчества является настенная роспись. Наибольшего развития настенная роспись приобрела в степных районах Украины. Чаще всего рисунки выполнялись цветными охристыми и красными глинами, которые были разведены с сажей и синькой, а также растительными и минеральными красками.
С XIX века начали широко использовать различные анилиновые красители. Росписи стали более полихромными ( многоцветными), роскошными и богатыми. Среди самых распространенных мотивов орнаментики были цветы и растительные мотивы.
В начала XX века центрами народной настенной росписи были Умань, Подолье, Хмельницк, Днепропетровск, Одесса и Херсон. Своеобразный характер имела роспись на Лемкивщине и в Закарпатье. Стены декорируются росписью снаружи, а также элементы росписи широко используются во внутреннем оформлении интерьера украинского жилья. Чаще всего расписными элементами украшают окна и двери, а также главный элемент в каждом доме — печь.
Для украшения мебели и различных бытовых предметов в степной и лесостепной зоне была распространена роспись по дереву. Это можно заметить по сохранившимся элементам росписи мебели и сундуков. В этом случае тоже чаще всего использовались растительные орнаменты.
Украинская писанка.
Традиционная для Украины роспись писанок также имела чисто декоративные цели и придерживалась строго определенных традиций. Приемы росписи отображали художественные вкусы отдельных районов, даже в некоторых селах были свои традиционные узоры, по которым их отличали от других населенных пунктов.
Основным приемом являлось симметричное размещение орнамента. В писанках встречаются все виды орнамента — геометрический, геометризированный и флористический. Гуцулы создали огромное количество разнообразных композиций из геометрических элементов и фигур, часто использовали изображения животных — коней и оленей.
Керамическая посуда.
В народном творчестве значительное место занимает также керамика. Основные группы украинского народного гончарного производства XIX века соответствуют территориальному размещению месторождений глины. Среди них можно выделить следующие территории:
- Киевская ( Киев, Дыбинцы, Межгорье, Канев, Васильков);
- Черниговская ( Ичня, Нежин, Короп, Глухов);
- Полтавская ( Миргород, Опошня);
- Сумская;
- Харьковская ( Змеев, Изюм);
- Подольская ( Бор, Адамовка, Жердяновка, Бубновка);
- Львовская ( Сокаль, Толстое);
- Ивано — Франковская ( Косов, Куты).
Период развития художественного гончарства приходится на конец XVIII — первую половину XIX века. Одним из самых распространенных типов керамических изделий Киевской, Полтавской, Черниговской и Винницкой территорий размещения гончарного производства является красная керамическая посуда — покрытый глазурью и росписью.
В южных и юго — западных районах была распространена белая глазированная керамика. В некоторых местностях, например, на Тернопольщине был чрезвычайно распространена » лощенная» посуда, выполненная в глазури слегка дымчатого цвета. А вот геометрический орнамент поражал своей красотой и необычностью — он был нанесен методом гравировки.
В XIX веке была распространена фигурная посуда для вина и других напитков, выполненная в форме животных и птиц. Это вид посуды представлял собой настоящие предметы искусства, которые украинцы широко использовали в быту.
Известны имена мастеров гончарного искусства XIX века Адама Бацуцы из Адамовки ( Подолье) и Василия Шестипальца из Львова. Для керамики центральных областей Украины характерными элементами орнаментики являются виноград, сосенки, звездочки, ягодки и листочки.
Особенной декоративностью характеризуются изделия мастеров из Опошни — Ф. Черешка, Ю. Ризника, В. Паросного, Либещака, А. Сластена, А. Бахметюка и П. Кошака. В росписи посуды прослеживается увлечение растительными узорами, сдержанность композиции, насыщенность орнаментики. Постепенно вводятся крупные стилизованные цветочные элементы рельефного характера.
Керамическая плитка.
Расцвет производства кафеля приходится на конец XVII века. И уже в XVIII веке керамическая плитка широко используется украинцами для оформления поверхности печей. С тех пор кафельная печь прочно входит в народный быт.
Кафельная плитка отличается разнообразием и высокими декоративными качествами. В тот период существовало много разновидностей керамической плитки, среди которых можно назвать следующие:
- рельефная;
- глазированная;
- терракотовая;
- расписная;
- живописная;
- орнаментальная;
- зеленая, с голубым рисунком;
- с коричневой окантовкой;
- желтая;
- с рисунками на бытовую тематику;
- с изображением животных и птиц;
- с фиалкой по центру;
- с изображением медальона и многие другие.
Очень часто в процессе изготовления кафельной плитки мастера ставили дату и свое имя. Так, до наших дней дошли работы мастеров сюжетной керамической росписи Бахметюка ( Гуцульщина), Панасенко ( Ичня) и многих других. В орнаментике керамической плитки можно проследить постепенный переход от мотивов, заимствованных из профессионального искусства, до развития декоративной сюжетной орнаментальной росписи на основе местных традиций.
Стеклянные изделия.
Одним из самых оригинальных видов народного промысла на Украине стало изготовление стеклянных изделий — посуды в виде животных и птиц. Среди другой стеклянной посуды можно назвать различные рюмки. бокалы и штофы — цветные и прозрачные, чистые и с рисунком.
Стеклянные изделия изготовляли тремя способами: выдуванием, отливом и вытягиванием. Производство стекла была распространено главным образом на Волыни и Черниговщине. Но и другие районы не оставались в стороне — стеклянную посуду делали также на Подолье, на севере Киевщины и на Полтавщине.
Ткачество и вышивка.
В конце XVIII — начале XIX веков чрезвычайно высокого уровня достигли ткачество и вышивка. Изготовлялись различные ткани, а также различные изделия — коврики, скатерти и рушники. Их украшали ткаными узорами, выбивкой и вышивкой.
Было широко распространено производство безворсовых настенных ковров, а также различных домотканых дорожек, которые служили для покрытия пола. Изготовлялись ковры трех видов: с поперечными полосками, медальонного типа, а также с цветочными узорами.
Для украинских ковров характерным было то, что все поле никогда полностью не было покрыто узорами. Именно фон чаще всего играл огромную композиционную роль. Народные ковры обычно были окрашены в цвет натуральной шерсти — поэтому их оттенок чаще всего был темно — коричневым или черным.
К декоративному виду ткачества относится изготовление узорчатых полотен, шерстяных тканей для пошива одежды и высокохудожественной вышивки. В XIX веке центрами декоративного ткачества были:
- на Киевщине — Переяслав, Богуслав, Иванков, Обухов;
- на Полтавщине — Зеньков, Решетиловка, Сорочинцы;
- на Винничине — Климбовка, Яланець;
- на Западной Украине — Золотов, Глиняны, Збарат, Микулинцы.
Украинские рушники.
В конце XIX века особенное распространение получило изготовление декоративных рушников. До этого периода их делали белыми с красными рисунками, а со второй половины XIX века в быт вошли и красные с белым рушники.
Основными элементами были геометризированные фигуры дубовой и березовой листвы, переплетенных ветвей, цветов, репейника, винограда, петушков, голубей, уток, орлов, а также мотивы архитектуры, посуды и другие элементы.
Одним из древнейших элементов является мотив » райского дерева». Наибольшего разнообразия вариантов и совершенства этот мотив достиг в Полтаве и Киеве. Также можно отметить тот фактор, что украинские рушники в каждой местности отличались своими орнаментальными мотивами, узорами и цветовой гаммой.
Вышитый рушник выполнял немаловажную роль в быту каждой украинской семьи. Он служил не только для повседневных нужд, но и использовался в праздничных и ритуальных церемониях, а также служил важным элементом оформления интерьера каждого украинского жилья.