Персида — это историческое название современного Ирана, которое было принято в западных странах до 1935 года. Оно во многом созвучно слову » Персия», которое известно более широкому кругу почитателей древней иранской культуры и искусства.
Персида стояла на искусственной террасе на высоте около двух километров от подножия горы. Город окружали двойные стены, сложенные из кирпича — сырца. Все городские укрепления служили защитой от врагов.
Древним персам жизнь представлялась вечной борьбой света и тьмы. Архитектура города была своеобразной — каждое здание Персиды было предназначено для проведения ритуалов. На каждом сооружении красовался крылатый диск — символ Бога Света.
Как и представитель других древних народов — египтяне и вавилоняне — персы изображали не то, что они видят, а то, что знают. В персидском обществе не принято было хоронить умерших в могилы в земле, или предавать их огню или воде. Усопших оставляли на высоких каменных башнях, и они становились добычей грифов.
Персы не знали летоисчисления, не писали своей истории. А пытаться определить, когда наступит конец света, как это делали другие народы — и вовсе казалось им кощунственным. Персы не хотели знать будущего и того, что было вначале — они считали это бессмысленным.
Роль священной столицы Персида выполняла без малого два столетия. Персидские цари не считали себя равными богам и не требовали обожествления своей персоны. Именно поэтому из изображения не получили таких колоссальных размеров и широкого распространения, как в Египте.
В 331 году до нашей эры великий полководец Александр Македонский покинул завоеванный им Египет и встретился с царем Дарием III. Началась жестокая война, и в результате царь Дарий III обратился в бегство, обрекая этим на поражение свое войско, а сам город — на разграбление и разрушение.
В 312 году до нашей эры Иран вошел в состав царства Селевкидов. Персидский язык употреблялся наряду с греческим. Усиление местных традиций в культуре и государственном устройстве разных областей, подвластных Селевкидам, стало причиной распада государства на ряд мелких царств. Ключом понимания культуры позднего Ирана оказывался Древний Иран, сокрушенный Александром Македонским.