Живопись Рембрандта

рембрандт Рембрандт Харменс ван Рейн ( 1606 — 1669 годы жизни) — голландский живописец, рисовальщик и офортист. Творчество проникнуто стремлением к глубокому, философскому постижению действительности и внутреннего мира человека со всем богатством его душевных переживаний.

Реалистическое и гуманистическое по своему существу оно знаменовало собой вершину развития голландского искусства XVII века, воплотив в ярко индивидуальной и совершенной художественной форме высокие нравственные идеалы, веру в красоту и достоинство простых людей.

 

Рембрандт. Рисунок " Хижины под небом, предвещающим бурю" ( 1635 год)
Рембрандт. Рисунок » Хижины под небом, предвещающим бурю» ( 1635 год)

 

Художественное наследие Рембрандта отличается исключительным многообразием: портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены,  картины на библейские, мифологические и исторические сюжеты. Рембрандт был непревзойденным мастером рисунка и офорта.

 

Рембрандт. Офорт " Мельница" ( 1641 год)
Рембрандт. Офорт » Мельница» ( 1641 год)

 

Будущий великий художник родился в семье мельника. После кратковременного обучения в Лейденском университете в 1620 году, он посвятил себя искусству. Учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене ( с 1620 — 1623 годы) и П. Ластмана в Амстердаме в 1623 году. В период с 1625 — 1631 годы работал в Лейдене. Примером ластмановского влияния на творчество художника может служить картина » Аллегория музыки«, написанная Рембрандтом в 1626 году.

 

Рембрандт " Аллегория музыки"
Рембрандт » Аллегория музыки»

 

В картинах » Апостол Павел» ( 1629 — 1630 годы) и » Симеон во храме» ( 1631 год) Рембрандт впервые использовал светотень в качестве средства для усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов.

 

Рембрандт " Апостол Павел"
Рембрандт » Апостол Павел»

 

В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом, изучая мимику человеческого лица. Творческие поиски художника в этот период выражены в серии автопортретов и портретов членов семьи художника. Вот таким Рембрандт изобразил себя в возрасте 23 лет.

 

Рембрандт " Автопортрет "
Рембрандт » Автопортрет «

 

В 1632 году Рембрандт переехал в Амстердам, где вскоре женился на богатой патрицианке Саскии ван Эйленбрюх. 30 — е годы XVII века для художника — это годы семейного счастья и огромного художественного успеха. Семейная чета изображена на картине » Блудный сын в таверне» ( 1635 год).

 

Рембрандт " Блудный сын в таверне" ( 1635 год)
Рембрандт » Блудный сын в таверне» ( 1635 год)

 

В это же время художник пишет полотно » Христос во время шторма на море Галилейском » ( 1633 год). Картина уникальна тем, что это единственный морской пейзаж художника.

 

Рембрандт " Христос во время шторма на море Галилейском"
Рембрандт » Христос во время шторма на море Галилейском»

 

Картина » Урок анатомии доктора Тульпа» ( 1632 год), в которой художник по — новому разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность, и объединив людей на портрете единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Он получал много заказов, в его мастерской работали многочисленные ученики.

 

Рембрандт " Урок анатомии доктора Тульпа"
Рембрандт » Урок анатомии доктора Тульпа»

 

В заказных портретах состоятельных бюргеров художник тщательно передавал черты лица, мельчайшие детали одежды, блеск роскошных драгоценностей. Это можно заметить на полотне » Портрет бургграфа«, написанном в 1633 году. При этом модели нередко получали меткую социальную характеристику.

 

Рембрандт " Портрет бургграфа"
Рембрандт » Портрет бургграфа»

 

Более свободными и разнообразными по своей композиции являются его автопортреты и портреты близких людей:

  • » Автопортрет«, написанный в 1634 году. В настоящий момент полотно находится в экспозиции Лувра.

 

Рембрандт " Автопортрет" ( 1634 год)
Рембрандт » Автопортрет» ( 1634 год)

 

  • » Улыбающаяся Саския«. Портрет написан в 1633 году. На сегодняшний день находится в Картинной галерее Дрездена.

 

Рембрандт " Улыбающаяся Саския"
Рембрандт » Улыбающаяся Саския»

 

Эти работы отличаются живой непосредственностью и приподнятостью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, золотистой красочной гаммой.

Смелый вызов классическим канонам и традициям в творчестве художника можно проследить на примере полотна » Похищение Ганимеда«, написанного в 1635 году. В данный момент работа находится в Картинной галерее Дрездена.

 

Рембрандт " Похищение Ганимеда "
Рембрандт » Похищение Ганимеда «

 

Картина » Даная»

Ярким воплощением новых эстетических взглядов художника явилась монументальная композиция » Даная» ( написана в 1636 году), в которой он вступает в спор с великими мастерами Итальянского Возрождения. Художник пошел против общепринятых канонов изображения, и создал прекрасную картину, выходящую за рамки тогдашних представлений об истинной красоте.

Обнаженную фигуру Данаи, далекую от классических идеалов женской красоты, Рембрандт выполнил о смелой реалистичной непосредственностью, а идеальной красоте образов итальянских мастеров художник противопоставил возвышенную красоту духовности и теплоты интимного чувства человека.

 

Рембрандт " Даная"
Рембрандт » Даная» ( 1636 год)

 

Тонкие оттенки душевных переживаний были выражены живописцем в картинах » Давид и Ионафан» ( 1642 год) и » Святое семейство» ( 1645 год). Качественные репродукции картин Рембрандта можно использовать для оформления интерьера во многих стилях.

В 1656 году Рембрандт был объявлен несостоятельным должником, и все его имущество было продано на публичном аукционе. Он вынужден был переселиться в еврейский квартал Амстердама, где и провел остаток своей жизни.

 

Рембрандт " Святое семейство "
Рембрандт » Святое семейство » ( 1645 год)

 

Картина » Возвращение блудного сына».

Холодное непонимание голландского бюргерства окружало Рембрандта в последние годы его жизни. Однако художник продолжал творить. За год до смерти он приступил к созданию своего гениального полотна » Возвращение блудного сына» ( 1668 — 1669 годы), в котором воплотилась вся художественна и морально — этическая проблематика.

В этой картине художник создает целую гамму сложных и глубоких человеческих чувств. Основная идея картины — это красота человеческого понимания, сострадания  и прощения. Кульминация, напряжение чувств и следующий за ним момент разрешения страстей воплощены в выразительных позах и скупых, лаконичных жестах отца и сына.

 

Рембрандт " Возвращение блудного сына"
Рембрандт » Возвращение блудного сына»

 

Живопись Рембрандта: 5 комментариев

    1. Не могу согласиться, что все работы живописца выполнены в мрачной манере. А как же знаменитая » Даная», полная ощущения живого тепла и света? Изображение очаровательной молодой красавицы, пышущей красотой и здоровьем , на мой взгляд, не могло быть создано в подавленном настроении. Напротив, автор восхищается великолепием женской красоты.

  1. Работы у Рембрандта разного характера, но большинство из них полны мрачности и настороженности. Все краски более темные и приглушенные, и в этом случае можно сказать, что живописец создавал их в подавленном состоянии духа.

  2. В живописи Рембранта можно заметить некоторые очень существенные моменты, а именно — его настроение. Он писал только в определенном состоянии духа, и при этом его работы получались необыкновенно выразительными и уникальными.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *