В X веке в Европе складывается архитектурный стиль, который условно называют романским. К тому времени уже окончательно формируются феодальные отношения, постепенно оживают города, развивается торговля и ремесла. При многих монастырях открываются школы.
Романская архитектура характеризуется тяжелыми, массивными формами, арками полуциркулярной формы, коробковыми, крестовыми и купольными перекрытиями, а также сдержанными скульптурными украшениями. Наиболее широкое распространение романский стиль в архитектуре получил в начале XI века.
Среди многочисленных сооружений романской архитектуры выделяется соборный ансамбль в Пизе — один из выдающихся шедевров мировой архитектуры. Тосканская романская архитектурная школа, к которой относится Пизанский соборный ансамбль, значительно отличается от всех остальных по многим признакам стилистики архитектуры.
Постройка собора началась в 1063 году под руководством архитектора Бескетто, в начале XII века строительство заканчивал зодчий Райнольдо.
Позже, в 1153 году, архитектор Диоттисальви начал строительство крестильни — баптистерия. В 1173 году мастер Бонанио и приглашенный из австрийского городка Инсбрука зодчий Вильгельм начинают возведение кампанилы — знаменитой падающей башни.
Яркость светлых сооружений ансамбля подчеркивает темно — зеленый ковер газонов, покрывающих всю большую площадь, которая на сегодняшний день называется Площадью Искусств.
В баптистерии ( крестильне) нижний ряд сооружений окружает аркада с корнифскими колоннами. В верхней части колоннады идут высокие фронтоны и небольшие башни — пинакли. Это уже признаки следующего периода архитектуры — готического стиля. Их автором стал в XIV веке скульптор Джованни Пизано.
По дороге от баптистерия к собору, слева мы видим высокую стену, украшенную арками и вход, над которым расположена скульптурная группа » Благовещенье». Это Кампо — Санто, старинное кладбище, в галерее которого находится огромная фресковая композиция » Триумф смерти».
Завершает ансамбль колокольня — кампанила. Сооружение состоит из восьми ярусов, и достигает в высоту 62 метров. В экстерьере колокольни мы можем видеть некоторые архитектурные элементы, которые характерны для баптистерия и для собора, а именно: нижний ярус окружен аркадой, а все верхние — ажурными колоннадами, которые придают зданию легкость и необыкновенную живописность.
Не так давно я побывал на экскурсии и увидел всю эту красоту воочию. Должен сказать, что это поистине уникальное зрелище — вид падающей, наклонной башни, которая вопреки всем законам тяготения успешно стоит в течение веков. Подобных построек нет в других местах нашей планеты — и в этом заключается ее особая прелесть и оригинальность.