Писатели античной древности насчитывали семь чудес света. В давние времена чудесами света считали произведения человеческих рук, а не фантастические чудеса, сотворенные богами. И действительно, многие сооружения того периода вызывают восхищение и недоумение — как столь монументальные постройки были возведены в давние времена, когда не было подходящей техники.
Но у же в те времена были гениальные архитекторы, талантливые скульпторы, которые смогли создать настоящие шедевры, о великолепии которых люди продолжают сохранять память на протяжении тысячелетий.
Среди чудес света античного периода можно выделить следующие:
- Пирамида Хеопса;
- Сады Семирамиды;
- Храм Артемиды Эфесской;
- Галикарнасский мавзолей;
- Колосс Родосский;
- Александрийский маяк;
- Статуя Зевса в Олимпии.
Рассмотрим каждое из них более подробно, потому что для древних людей они олицетворяли величие человеческого гения.
Пирамида Хеопса.
Непостижимые по своей грандиозности Египетские пирамиды — это единственное чудо света, сохранившееся до наших дней. Пирамида Хеопса ( Хуфу) — это великая пирамида Гизы, одна из самых больших по размеру пирамид Египта.
Возраст величественного сооружения составляет около 4,5 тысяч лет. Пирамида Хеопса расположена недалеко от Каира. Ее по праву считали самой высокой постройкой на Земле вплоть до конца 20 века.
Проект великой пирамиды разработал архитектор Хемиун. Постройка грандиозного сооружения продолжалась целых 20 лет и была окончена в 2540 году до нашей эры. Пирамида была построена из огромных гранитных и известняковых блоков. К тому же, ее возводили на природной возвышенности.
В древности пирамида снаружи была отделана плитами из прочного белого известняка. В лучах жаркого египетского солнца пирамида сияла и переливалась нежно — розовым цветом. Впоследствии облицовка была снята.
Поражают грандиозные размеры сооружения. Так, высота пирамиды Хеопса составляет около 138 метров. При этом вес каменных блоков, из которых была возведена постройка, составляет 2,5 тонны. Самый тяжелый каменный блок весом 35 тонн расположен над входом в » Камеру царя».
Сады Семирамиды.
Сады Семирамиды — Вавилонские сады Семирамиды, поднятые над городом, а потому называвшиеся Висячими. Это второе чудо света, срок существования которого был значительно меньше всех остальных. Висячие сады располагались в древнем Вавилоне, не территории современного Ирака.
Висячие сады Семирамиды состояли из четырех ярусов, выступающих балконов и террас, которые снизу поддерживались мощными колоннами высотой 25 метров. На каждом ярусе росли цветы удивительной красоты, а также деревья и кустарники. Подобная особенность архитектуры постройки помогала создать райский сад на небольшом участке земли.
Издалека Висячие сады казались цветущим вечнозеленым холмом. Интересным было устройство системы полива этих диковинных садов. В полости одной из громадных колонн были расположены трубы, по которым вода подавалась наверх, где ее использовали для полива. Сотни рабов круглосуточно вращали колесо, и таким образом вода для орошения растений поступала в сады.
Храм Артемиды Эфесской.
Самое великолепное из греческих святилищ, храм Артемиды Эфесской — еще одно из семи чудес древнего мира. Он был построен в городе Эфесе, расположенного в Малой Азии. Первоначальная постройка храма была осуществлена в VI веке до нашей эры, а впоследствии его сжег Герострат в 356 году до нашей эры. Однако после этого случай храм быстро восстановили, а спустя столетие он был разграблен во время нашествия готов.
Размеры храма были впечатляющими. Так, ширина постройки достигала 52 метров, а длина — целых 150 метров. Крышу храма поддерживали 127 колонн, установленных в восемь рядов. По легенде, каждая из этих колонн была подарена одним из 127 царей. Высота колонны достигала 18 метров, они поражали воображение своим изяществом и красотой.
Интерьер храма характеризовался роскошным и гармоничным оформлением. Статуи работы скульптора Праксителя и рельефы Скопаса украшали внутреннее убранство храма. Чудесные картины также стали неотъемлемой частью интерьера.
Так, великолепный портрет Александра Македонского написал художник Апеллес. Полководец изображен с молнией в руке, что приближает его к образу Зевса Громовержца. Снаружи храм Артемиды был облицован плиткой из натурального мрамора.
Уже в христианскую эпоху храм был запрещен, в связи с принадлежностью к языческому культу. Впоследствии храм был окончательно разрушен. На сегодняшний день на месте развалин храма стоит только одна колонна, которая чудом сохранилась до этого времени.
Галикарнасский мавзолей.
Мавзолей в Галикарнасе — это усыпальница правителя Карии по имени Мавсол. Галикарнасский мавзолей представляет собой сложное сооружение, сочетающее в себе значение исторической памятки династии Гекатомнидов, надгробного памятника и усыпальницы Мавсола. На сегодняшний день развалины древнего сооружения находятся на территории города Бодрум в Турции.
Галикарнасский мавзолей в древности относился к семи чудесам античного мира. Постройка была сооружена в середине IV века до нашей эры по приказу жены правителя — Артемиссии III. Работы над сооружением мавзолея начались еще при жизни Мавсола, который погиб позже — в 359 году до нашей эры.
Проект постройки был представлен греческими архитекторами Пифием и Сатиром. Художественным оформлением усыпальницы занимались известные скульпторы — Скопас, Бриаксид, Леохар и Тимофеос.
Стилистика архитектуры мавзолея во многом отличается от эллинистических канонов. В своем плане усыпальница представляет собой постройку практически квадратной формы, но при этом высота превышает размер стороны основания.
Скульптурное оформление постройки поражает воображение. Так, статуи огромного размера украшали собой ступени цоколя и проемы колоннады, окружающей мавзолей. Уникальной красоты скульптурная группа располагалась на вершине усыпальницы.
Галикарнасский мавзолей нерушимо стоял в течение 19 веков, но в XIII веке был разрушен в результате сильнейшего землетрясения. Спустя три столетия развалины усыпальницы были разобраны рыцарями — иоаннитами и использованы в качестве строительного материала для возведения крепости Святого Петра.
Колосс Родосский.
Колосс Родосский — статуя бога солнца Гелиоса, выполненная из бронзы, воздвигнутая на острове Родос в память о победе. Статуя бога солнца из древнегреческой мифологии характеризовалась гигантскими размерами. Она стояла в городе Родосе, который был крупным морским портом и располагался на одноименном острове в Эгейском море.
Сначала статую планировалось сделать высотой 18 метров, но потом жители города решили, что это слишком малые размеры для Бога Солнца и потребовали от скульптора Хереса, которому и было заказано изготовление статуи, сделать ее в два раза выше.
Работа над возведением статуи высотой 36 метров продолжалась целых 12 лет. В результате Бог Солнца Гелиос предстал перед восхищенными зрителями в образе прекрасного стройного юноши с венцом на голове. Статуя была воздвигнута на входе в гавань Родоса, и ее было видно с ближайших островов. Колосс служил оринетиром для моряков.
Статуя Колосса была сделана из глины, нанесенной на металлический каркас. Вся наружная часть статуи была покрыта бронзовыми листами, поэтому Колосс Родосский сиял подобно настоящему светилу.
В течение 65 лет статуя украшал остров, но в 226 году до нашей эры произошло землетрясение, и гигантская статуя упала, сломавшись в коленях. И даже после этого жители города поражались громадным размерам и величию поверженной статуи.
Александрийский маяк.
Величественное сооружение — маяк на острове Фарос у входа в гавань столицы эллинистического Египта Александрию, который был возведен в III веке до нашей эры, в древности считался еще одним чудом света.
Постройка маяка имела важное значение. В те времена путь в бухту Александрии преграждали рифы, и маяк призван был предупреждать моряков о приближении опасного участка. На верхней площадке круглосуточно горел гигантский костер, свет которого был виден на много километров. Днем ориентиром служил высокий столб дыма.
Строительство маяка началось на острове Фарос в 292 году до нашей эры, и менее чем за 5 лет гигантское сооружение было построено, хотя предполагалось, что на возведение столь грандиозной постройки понадобится не менее 20 лет. Разработал проект и руководил процессом строительства маяка архитектор Сострат Книдский.
Александрийский маяк обладал характерным экстерьером — он состоял из трех башен, сооруженных из мрамора. Они стояли на основании, сложенном из огромных и тяжелых блоков из природного камня. В нижней части башни маяка были оборудованы помещения, в которых жили рабочие, обеспечивающие непрерывную работу маяка, а также солдаты.
Выше располагалась вторая часть башни, из которой был выход на верхнюю часть маяка, на которой днем и ночью горел костер. По разным оценкам, высота маяка составляла 120 — 135 метров. Свет Александрийского маяка был виден на расстояние свыше 50 километров.
Для поддержания непрерывно горящего костра требовалось огромное количество дров. Свет от костра направлялся в море с помощью гладко отполированных бронзовых зеркал, которые многократно усиливали световой поток.
В XII веке корабли практически перестали заходить в Александрийскую бухту по причине сильного загрязнения дна илом. А спустя два столетия маяк был разрушен в результате землетрясения.
Статуя Зевса.
Огромная статуя верховного греческого бога — Зевса — громовержца была воздвигнута в V веке до нашей эры в городе Олимпия. Ее по праву считают одним из семи чудес света древнего мира. Габариты статуи Зевса были настолько внушительными, что превосходили по размерам все храмы того времени. Автором статуи стал скульптор Фидий.
Статуя Зевса олимпийского была выполнена из драгоценного натурального мрамора. Храм, в котором торжественно восседал Зевс, отличался громадными размерами и отделкой уникальной красоты.
Весь храм и даже его крыша были целиком построены из мрамора. Здание в плане имело вид прямоугольника размером 27 м x 64 м, а его крыша поддерживалась с помощью 34 огромных известняковых колонн.
Общая площадь храма составляла свыше 1700 квадратных метров. Заслуживала внимания и наружная отделка стен сооружения — на фронтонах здания по всему периметру располагались сцены с изображением божественных деяний Зевса.
Постройка здания храма длилась 10 лет, в период с 466 по 456 годы до нашей эры. После этого горожане обратились к Фидию с просьбой создать статую верховного бога Зевса, которая стала бы достойным украшением храма. И скульптор не обманул ожиданий жителей Олимпии.
Высота статуи, по разным оценкам, составляла 12 — 17 метров. Фигура была отделана пластинками из слоновой кости, которая по цвету подходила к окраске кожи человека. Слоем чистого золота была покрыта накидка статуи и скипетр — на это ушло целых 200 кг золота.
Глаза Зевса были сделаны из драгоценных камней — и создавалось впечатление, что они живые, и зорко наблюдают за присутствующими. Рядом с этой роскошной статуей человек казался маленьким и ничтожным, что еще более подчеркивало величие Зевса и глубину его почитания древними греками.
Во II веке до нашей эры статуя сильно пострадала во время землетрясения, но впоследствии была реставрирована скульптором Димофоном. Позже ее перевезли в Рим, а еще спустя несколько столетий — в Константинополь, где она сгорела при пожаре в V веке нашей эры.
Ездили в составе экскурсии к пирамидам Хеопса. Экскурсия была интересной и очень насыщенной. Если будете на отдыхе в Египте, то не пожалейте денег и посетите пирамиды. Они мне понравились больше, чем дайвинг. Представьте: со всех сторон вы увидите объекты тысячелетней истории. И вы их можете видеть не по телевизору, а совсем рядом.