В чешских землях и в Словакии классицизм проявляется уже в конце XVIII века, в период, когда из — за усиления венского централизма Прага теряет значение центра искусств, которым она стала во времена барокко.
Наиболее значительной работой второй половины XVIII столетия стало архитектурное объединение фасадов Пражского града и создание архитектурного решения его первого дворца ( автор Н. Паккаси). В духе раннего классицизма в 90 — х годах XVIII века сооружается Епископский дворец в Братиславе ( М. Ефеле), фасады Страговской библиотеки ( И. Палларди) и Ставовского театра в Праге.
С распространением классицизма возникают нововведения в управлении строительством и в развитии городов. Функции заказчика все чаще выполняют городские власти, в то время как аристократия и церковь уходят на задний план. Появляются первые строительные правила и сборники образцовых проектов.
В городах начинаются работы по реконструкции, в результате чего возникают новые внутригородские пространства, проспекты и парки. Это были первые образцы применения стиля классицизма в оформлении ландшафтного дизайна.
В Праге была проложена Хоткова дорога с прилегающим к ней первым общегородским парком ( 1832 год) и реконструирована Сметановская набережная ( 1841 — 1845 годы), что было связано со строительством первого подвесного цепного моста через Влтаву.
В конце XVIII века появляются первые градостроительные комплексы в стиле классицизма, которые стали крупным вкладом в архитектуру данного периода. В 1780 — 1781 годах были заложены города — крепости Терезин и Йозефов, имеющие еще укрепления в стиле барокко, внутреннее оформление которых полностью решено в классической стилистике.
Градостроительной основой обоих городов является регулярная прямоугольная сеть улиц с одинаковым уровнем городского комфорта и высотой застройки. На таком же принципе был заложен пражский пригородный район Карлин ( 1817 год).
В связи с ростом промышленных пригородов в начале XIX века появился и новый тип городского жилого дома — доходные дома со сдаваемыми внаем квартирами, которые имели экономичную планировку — как правило, одну или две комнаты. Квартиры выходили на общую галерею.
В конце XVIII века города — курорты основывались на более свободной планировочной структуре и включали зеленые зоны. Курорт Франтишковы Лазни ( 1793 год) представлял собой комплексное градостроительное образование, расположенное в обширном пригородном парке.
При основании Марианских Лазней ( 1805 год) по проекту И. Фишера и В. Скальника парк, обустроенный по периметру, стал пространственным центром курорта.
Более масштабная застройка курорта началась только в начале XIX века, когда были возведены самые большие и архитектурно наиболее выразительные колоннады, павильоны с источниками лечебной воды и курортные здания.
Классицизм придал специфический облик также Теплице, Пиештяны и другим более мелким курортам Словакии.
Стилистика архитектуры классицизма в Чехии и Словакии быстро приобрела местные специфические черты. Зрелые классические формы представлены в перестройке костела » У гиберну» в Праге ( 1808 — 1811 годы) и костела Святого Креста ( оба были построены по проектам И. Фишера), городскими домами в Благне и в Железнице со стилизованными в народной традиции деталями.
Кроме этого, в качестве примера можно привести дом губернатора и костел в Левочи ( 1823 — 1827 годы, автор А. Поволны), а также многие другие постройки, масштабно решенные и тактично размещенные в историческом окружении или на фоне природы.
Эти черты характерны и для архитектуры поместий аристократов. Будучи в композиционной связи с парком и природным ландшафтом, они имели сдержанный экстерьер.
Чистотой стиля отличается замок Качина, построенный в 1802 — 1822 годах по проекту дрезденского архитектора Х. Шурихта.
В 30 — х годах XIX века были сооружены и другие замки, например в Костелци над Орлицой по проекту И. Коха — автора виллы Кинских в Праге.
Замок Долна Крупа в Словакии тоже является выдающимся образцом архитектуры классицизма. Он был построен в 1820 — 1828 годах по проекту архитектора Хаусмана.
Замок Топольчанки построена на большой территории с окружающими сельскохозяйственными угодьями площадью 12 тысяч гектаров. Интерес представляют и малая парковая архитектура классического стиля в Кромержижи, Велтрусих и Леднице.
Характер классицизма в Словакии отразил особенности развития ее областей. Строительство здесь вело среднее дворянство, возводившее небольшие поместья, так называемые редуты.
Классицизм оказал влияние и на промышленные сооружения, которые решались по примеру дворцовой архитектуры, однако очень скоро их идеальные композиции нарушались многочисленными пристройками в интересах производства.
Первыми такими постройками были текстильные фабрики и машиностроительные заводы, для которых с самого начала на первое место выдвигались сугубо функциональные требования, хотя и здесь иногда встречаются решения в духе классицизма.