Развитие капиталистических отношений обусловило поворот в застройке городов. Появились многочисленные прибыльные дома высотой в несколько этажей, заводы и фабрики, торговые и промышленные здания, вокзалы, банки и многие другие сооружения.
В архитектуре зарождается сложный и противоречивый стиль — эклектика или эклектизм. Своеобразным манифестом нового стилистического направления была статья известного украинского писателя Н. В. Гоголя » Об архитектуре нынешнего времени», написанная им в 1835 году. Начало новому направлению дала романтическая линия архитектуры, которую начали В. И. Баженов и М. Ф. Казаков.
В российско — византийском вкусе возводились церковные постройки, в которых была четко выражена епархиальная стилистика. Владимирский собор в Киеве строили с 1862 под 1884 годы по проектам И. В. Штрома, П. И. Спарро и А. В. Беретти. Архитекторы стремились придать постройке формы византийской архитектуры.
Участие в росписи собора и оформлении интерьера принимали талантливые художники В. М. Васнецов, М. В. Нестеров и М. В. Врубель. Позже в церковной архитектуре стали использовать преимущественно формы российского зодчества XVII века. Ярким представителем этого направления стал Е. Ф. Ермаков.
В Киеве в оформлении фасадов и экстерьера зданий архитекторы обращаются к различным стилям — ренессансу, готике, романскому стилю и стилистике российской архитектуры XVII века. Большое значение для развития архитектурного облика Киева имело творчество В. Н. Николаева ( 1847 — 1911 годы жизни), который использовал формы французского ренессанса с кариатидами, сдвоенными колоннами и широкими окнами. В этой же манере работал и архитектор Г. П. Шлейфер. Данное направление иногда называют » киевским ренессансом».
По проекту В. А. Шрётера под влиянием образа Парижской Гранд — Оперы, творения Шарля Гарнье, в формах французского Возрождения возводится здание Киевского оперного театра ( 1898 — 1901 годы).
Еще большее влияние оказал образ Гранд — Оперы на первый театр в Одессе, построенный в 1884 — 1887 годах архитекторами Германом Гельмером и Фердинандом Фельнером и театр во Львове, построенный в 1897 году архитектором З. Горголевским.
Новые постройки Одессы выполнялись в стилистике классицизма. Новую биржу — здание Одесской государственной филармонии — архитектор А. О. Бернардацци построил в 1899 году в формах венецианской готики, которая до сих пор вызывает восхищение строгостью линий и четкостью архитектурных форм.
В некоторых городах, в большинстве своем в Киеве, распространяется кирпичное строительство. Это можно заметить на большом ансамбле Киевского политехнического института, построенного в 1898 — 1901 годах архитектором И. С. Китнером, в котором он отразил формы романского зодчества.
Стиль модерн в украинской архитектуре.
С начала XX века широкое распространение получает стиль модерн. Архитекторы ищут художественные формы, соответствующие новым типам конструкции сооружений, а также новые методы художественной выразительности стиля.
Стиль модерн в архитектуре был разнообразным и противоречивым. На переломе столетий модерн распространяется практически во всех странах Европы и Америки, и находит отражение в работах Отто Вагнера ( Австрия), Йозефа Ольбриха ( Вена), Анри ван де Велде ( Бельгия), Чарльза Макинтоша ( Шотландия) и Луиса Салливана ( США).
В России наиболее яркими представителями этого стиля стали архитекторы Ф. О. Шехтель, Ф. И Лидваль и М. С. Лялевич. На Украине модерн находит свое выражение в многоэтажных жилых домах в Киеве, Харькове, Львове и других городах. Представителями стиля модерн были Э. П. Брадтман и В. В. Городецкий.
В стилистике модерна различают три направления:
- чистый модерн
- стилизаторский модерн
- рационалистический модерн, в котором были заложены черты будущего архитектурного стиля — функционалистского конструктивизма.
Представителем рационалистического модерна является Александр Матвеевич Вербицкий ( 1875 — 1958 годы жизни). Одной из последних построек в стилистике рационалистического модерна является Бессарабский рынок, построенный в 1909 — 1902 годах архитектором Г. Ю. Гаем.
Неоукраинский стиль.
Одним из самых интересных течений стал неоукраинский стиль. Архитектор Евгений Иванович Червинский построил для помещика Галагана в Лебединцах дом для гостей ( 1854 — 1856 годы), который Т. Г. Шевченко назвал » барской забавой».
В начале XX века украинские архитекторы обращаются к архитектурному наследию Украины. Основателем этого направления был В. Г. Кричевский, который построил Полтавское земство ( 1902 — 1908 годы). К формам украинской деревянной архитектуры обращались А. Г. Сластион, А. Евстратович и А. М. Вербицкий.
Представители ретроспективного направления стремились глубоко вникнуть в стилистические черты архитектуры прошлого и отобразить их в новых постройках. В этот период работали архитекторы П. Ф. Алешин, А. В. Щусев и Д. М. Дьяченко.
Неоклассицизм в украинской архитектуре.
Важным стилистическим направлением начала XX века был неоклассицизм. Его утверждали И. А. Фомин, И. В. Жолтовский, А. И. Дмитриев, а на Украние — П. Ф. Алешин, П. С. Андреев, А. Н. Бекетов и А. Л. Красносельский. Они вдумчиво и творчески подходили к использованию классических форм.
Неоклассицизм — явление отечественное, на него не распространялось зарубежное влияние. В стиле неоклассицизма строят А. Н. Бекетов ( 1863 — 1941 годы жизни) — в Харькове Сельскохозяйственный и Механический институты, А. Л. Красносельский ( 1877 — 1944 годы жизни) — в Днепропетровске дом детского пансиона.