С творчества Т. Г. Шевченко начинается расцвет украинского изобразительного искусства. В его работах впервые с великой силой зазвучали новые темы и общественные мотивы, острые социальные проблемы тогдашней действительности.
В 1838 году Тарас Шевченко поступает в Петербургскую Академию Искусств, и становится учеником Карла Брюллова. Первой жанровой картиной было полотно » Мальчик — нищий, делящийся милостыней с собакой под забором» ( 1839 год), за которую художника наградили серебряной медалью. Спустя два года появляется работа » Мальчик с собакой в лесу» ( 1840 год).
Портретная живопись
Как и у большинства украинских художников первой половины XIX века, портрет был основным жанром в творчестве Тараса Шевченко. В ранних портретах прослеживаются черты прогрессивного романтизма. Идейный смысл романтических портретов — любовь к свободе, вера в призвание человека, как творческой, гармонично развитой личности.
Художник изображал людей вдохновенными, прекрасными, высоко оценивая пластическую завершенность строения человеческого тела и считая освещенное счастьем лицо божеством бессмертной красоты.
Известно 150 портретов работы великого художника — это » Автопортрет» ( 1840 — 1841 годы), портреты Маевской, Горленко, Лизогуба и многие другие. В энергичном повороте головы » Автопортрета», во взгляде молодых живых глаз, в резко очерченной линии губ выражается и романтическая направленность личности, и благородство. Особенно изысканными мазками выделено лицо, руки и прическа.
Работам Шевченко присуща выразительность пластики, освещение и корректный колорист. Дозированием интенсивности мазка акварели он достигает ощущения шелковистости поверхности картины. Тарас Шевченко пишет маслом и карандашом. В этот период он рисовал по большей части ровесников, и таким образом создал психологический портрет молодости этого периода. Однако арест и ссылка резко оборвали романтическую ноту в его творчестве.
В 1845 году Шевченко закончил Академию Искусств, и впоследствии работал в Киевской археографической комиссии. Путешествуя по Украине в 1843 — 1845 годах, Тарас Шевченко глазами зрелого мастера увидел красоту родной земли, по — новому оценил эту красоту и ужасные условия жизни людей. Огромный интерес представляют жанровые картины » На пасеке» и » Сельская семья».
Мастерски скомпонованные, проработанные в деталях, сочные по колориту, чувству гармонии и светотени пейзажи в акварели » Цыганка — ворожка». В картине » Катерина» простотой пейзажного фона подчеркнута красота родной земли и прелесть молодой украинки.
Пейзажи в творчестве Шевченко.
Археографическая комиссия поручила Тарасу Шевченко подробно зарисовать и описать старинные сооружения архитектуры и древние могильные курганы. Художник в этот период выполнил много рисунков, этюдов и эскизов, среди которых можно назвать следующие:
- » Вознесенский собор в Переяславе«
- » Аскольдова могила«
- » Богданова церковь в Суботове«
- » Почаевская Лавра«
- » Чигирин с Суботовской дороги»
- » Чумаки среди могил«
Казахский период
Во время ссылки в Казахстане было создано много новых работ. Художник мыслит масштабно, образы природы трактует монументально, передает острые драматические ситуации ( картина » Пожар в степи«).
Красота неба для художника приобретает очень важное значение. Драма неба выражена в следующих пейзажах:
- » Форт Кара — Бутак«,
- » Рустамова могила»
- » Укрепление Раим»
- » Низовой берег острова Святого Николая»
Казахскими пейзажами Тараса Шевченко завершается эволюция украинского романтического пейзажа от камерных работ до произведений эпического и драматического характера. Творчество Т. Г. Шевченко приобретает совершенно новые черты — интерес к истории родного народа.
Исторические композиции Тараса Шевченко.
При этом Шевченко выступает автором многих исторических композиций, среди которых можно назвать серию офортов » Живописная Украина» ( 1844 год):
- » Дары в Чигирине» ( 1844 год) — гетман Богдан Хмельницкий принимает в Чигиринской резиденции дары от иноземных послов.
- » Судный совет» ( 1844 год) — изображение коллективного обсуждения дел общественного значения.
- » Старосты» ( 1844 год) — сцена создания будущей семьи по взаимному согласию влюбленных парня и девушки.
Народные мотивы в творчестве художника
В серии офортов выражена мысль о вечных ценностях, незыблемых моральных устоях, основанных на композиции свободного выбора, об уважении человеческого достоинства и справедливости, о развитии народной этики.
В начале 40 — х годов XIX века Тарас Шевченко большое внимание уделял изображению жизни простого народа, бытовых сцен, народных праздников и обычаев. Среди произведений данного периода можно выделить полотна » Сельская семья», » Катерина» и » Цыганка — ворожка«.
В серию рисунков » Притча о блудном сыне» ( 1856 — 1857 годы) автор вносит тонкий юмор и политическую сатиру, что для того времени тоже было новым и необычным веянием.
Тарас Шевченко по праву считается основоположником критического реализма в украинском изобразительном искусстве. Художник работал в жанре живописи, графики, монументально — декоративной живописи и акварели. К тому же, он в совершенстве владел техникой масляной живописи, акварели, офорта, рисовал карандашом и пером.
В своем творчестве Т. Г. Шевченко выступает чрезвычайно многогранной личностью. В живописи Шевченко преобладают портретные изображения простых людей — представителей крестьянского сословия, которые вызывали большой интерес художника. В них он видел настоящий характер и естественную красоту.
I am John, how are you everybody? This piece of writing posted at this website is genuinely pleasant.
Excellent post. I am dealing with many of these issues as well..
Wow, awesome weblog structure! How lengthy have you been running ablog for? you make blogging glance easy.
Hello there! This is my first visit to your blog! We are agroup of volunteers and starting a new project in a community in the sameniche. Your blog provided us useful information to work on. You have done a extraordinary job!
Thanks! We are glad that you enjoy our work.
Т.Г.Шевченко був відмінним акварелістом, який замалював природу: Казахстану, куди був висланий царським урядом, Києва, українських міст свого часу, а такожпрекрасні його портретні роботи друзів по Петербургу і Україні, їх родин.
Кобзар був академіком — графіком Петербургської художньої академії, який відтворив портрети історичних особистостей різних епох. Прекрасні його олійні роботи, як ілюстрації до соїх віршів і поем !!! Він багатогранна і неординарна особистість, яку важко оцінити навіть до сьогоднішнього дня !!!