Искусство Украины XIX века

украинское искусство В украинском изобразительном искусстве первой половины XIX века четко проявились характерные черты романтизма. Они заключались в обращении к действительности, к материальному миру. В изображения вносились эмоциональные чувства, которые чаще приобретали свое выражение в поэтическом настроении.

Это обусловило выбор формы и изобразительных средств и стремление к новой гармонии в области композиции, утверждении умеренного динамизма и эстетики, поиски экспрессивной гаммы, нового звучания света и тени.

К общим чертам романтизма украинские художники добавили свои коррективы. Конкретная личность, историческая или бытовая композиция, мотивы природы — все темы поддавались романтизации.

Влияние иконографии на искусство.

Православная церковь на Украине и в XIX веке остается одной из самых влиятельных заказчиков художественных произведений. Киевская Академия в 1819 году превратилась в Духовную Академию. Крепнущее светское искусство также оказывало влияние на религиозное.

В иконописи на смену старому византийскому канону пришел новый академический. Изготовлять типичные образцы христологического, апостольского, пророческого и святительского чинов синод поручал творцам с академическим образованием. При этом сохраняется влияние народного течения живописи. Проявляется тенденция к сближению иконы с исторической картиной и портретом.

Первым украинцем, который исторически пересмотрел типично иконописные темы с помощью академических формообразующих методов, был Антон Лосенко ( 1731 — 1773 годы жизни). Одной из самых известных его картин является » Чудесный улов рыбы«.

 

А. Лосенко " Чудесный улов рыбы"
А. Лосенко » Чудесный улов рыбы»

 

Портретная живопись

Украниская портретная живопись все еще остается связанной с иконописью. Выдающиеся портретисты Д. Левицкий ( 1735 — 1822 годы жизни) и В. Боровиковский ( 1757 — 1825 годы жизни) — искали в людях духовность, основанную на принципах просветительской морали.

Но характерность у Левицкого ( картины » Иван Долгоруков», » Александра Павловна») несколько сдержанная, а у Боровиковского значительно более романтизирована ( » Сестры Чигирины», » М. Лопухина», » Д. Троицкий»).

Икона и рисунок на библейскую тематику были теми сферами, в которых формировалось романтическое мировосприятие В. Тропинина. Иконы его работы — » Бог Саваоф», » Святой Дмитрий Солунский», » Святая Варвара». Романтические черты отражены в его портретах украинок и украинцев. В различных регионах Украины существовали целые школы портрета, связанные с иконописной традицией и искусством парсуны.

На Слобожанщине такая школа была представлена учениками и последователями одаренного харьковского живописца и педагога Ивана Саблукова ( 1735 — 1777 годы жизни). Его ученики: Могецкий, Каликовский, Неминущий, и воспитанник Неминущего — Андрей Лукьянов. Они объединяли иконописное и портретное творчество.

Интересным образцом романтичного прочтения образа человека, представленного согласно с древними украинскими традициями в полный рост, может быть портрет известного коллекционера предметов старины Василия Тарновского ( на фоне дворца, озера и сада в Качановке). Художник Андрей Горопович объединил композиционные принципы романтического портрета в стилистике барокко.

Традиции совмещения иконописи и портрета продолжали Иван Бугаевский — Благодарный ( 1773 — 1859 годы жизни), В. Боровиковский, Иван Соменко ( 1807 — 1876 годы жизни) ( » Портрет бабушки М. Чалого», » Портрет неизвестной женщины».

Одним из основоположников романтического направления в живописи западно — украинских земель был Лука Долинский ( 1745 — 1824 годы жизни) и росписи и иконы Успенского собора  Почаевской Лавры. Иконостас и настенные композиции церкви Святого Онуфрия во Львове.

Заметный вклад в живопись в стилистике романтизма внесли художники — воспитанники Римской Академии — Остап Белявский, Иван Барановский и Василий Береза.

На протяжении всего XIX века икона существовала в классической форме. Однако в этот период в ней резче проявились характерные черты романтизма. Украинские живописцы разработали ряд принципов колористической и светотеневой градации, которые были характерны только для искусства Украины.

Важную роль в утверждении этих принципов сыграл Капитон Павлов ( 1792 — 1852 годы жизни). Его работы — » Автопортрет», » Портрет Давида Горленко», » Портрет Богданы Лизогуб» и портрет дочери Е. Яровой. Во второй половине своей жизни Павлов сосредоточился на композиционных портретах. При этом художник очень часто писал своих детей. В композиционных портретах Павлова заложена тенденция сближения портрета с тематической станковой картиной.

В сфере композиционного портрета выступает художник Евграф Крендовский ( 1810 — 1898 годы жизни). Свидетельством этого является его работа » Сенатор Бомилов с детьми Якова де Бальмена».

Аполлон Мокрицкий ( 1805 — 1890 годы жизни) — после окончания Академии Искусств всю свою творческую жизнь связал с жизнью украинского народа.

И. В. Зайцев ( 1810 — 1870 годы жизни) видел свое задание в изображении действительности через призму романтического мировосприятия. Его работы — » Портрет жены», » Автопортрет», » Портрет неизвестного», » Портрет фольклориста и издателя Платона Лукашевича».

Глубоким поэтическим чувством наполнены работы Павла Шлейдера — самой яркой работой является » Портрет жены».

Гавриил Васько ( 1820 — 1865 годы жизни) опирался на иконографические истоки, достиг конкретной исторической убедительности, и портреты Кирилла Разумовского и Александра Разумовского.

Интересным портретистом был Василий Штернберг ( 1818 — 1845 годы жизни). Среди его работ можно назвать портреты Т. Шевченка, В. Забилы, И. Айвазовского,  С. Воробьева, коллективные портреты деятелей культуры, которые собирались в Качаловке. Портрет был основным в творчестве известного украинского поэта и художника Т. Г. Шевченко.

Исторические темы в изобразительном искусстве

Историческая тема в украинской живописи и графике окончательно выделились в отдельный жанр в XVII веке. Выдающимися художниками, которые выделили и направили процесс исторической живописи в самых достоверных формах, были В. Боровиковский и Л. Долинский. Исторический жанр в украинском искусстве был пронизан идеей патриотизма.

Огромным количеством и разнообразием сюжетов был представлен жанр станковой и иллюстративной графики.  Это офорт В. Штенберга » Кобзарь с поводырем», иллюстрация И. Соколова до поэмы А. С. Пушкина » Кавказский пленников», иллюстрация Т. Г. Шевченко к » Полтаве» Пушкина, » Тараса Бульбы» Н. В. Гоголя, » Короля Лира» Шекспира, к исторически — популярным книгам М. Полевого » История Суворова» и » Российские полководцы».

Проведена обобщенная мысль о вечной ценности гуманных и справедливых отношений между людьми во время конкретизации явлений истории — это были типичные черты исторического жанра в украинском искусстве периода классицизма и романтизма.

Бытовой жанр живописи

Значительного развития достиг бытовой жанр. Впервые за всю предыдущую историю украинского изобразительного искусства тема народной жизни заняла видное место в живописи и графике. Многие художники обратили внимание на особенности народного колорита.

Больше всего художников привлекают народные обычаи и обряды. » Свадьба в  Кукавце» Тропинина. В Тропининских картинах » Кружевница «, » Мальчик с дудочкой», » Юный художник», » Гитарист» показаны виды народных ремесел и искусства.

 

Картина " Кружевница"
В. А. Тропинин » Кружевница» ( 1823 год)

 

Портретный жанр. 

Через портретную основу проявляются жанровые черты и отражаются художественные наклонности простого человека. В портрете выражается основные темы бытового жанра — праздничное настроение, поэтическое восприятие мира.

В. И.  Штернберг в этот период создает замечательные произведения:  » Ярмарка на Украине«, » Пастушок» » Переправа через Днепр под Киевом». Литографии » Проводы рекрутов», » На ярмарке», » Возле реки», » Тихий разговор».

 

В. И. Штернберг " Ярмарка на Украине"
В. И. Штернберг » Ярмарка на Украине»

 

Уравновешенное реагирование на события, и сдержанность чувств персонажей в произведениях бытового жанра, дальнейшее изучение художественных черт национального характера выражено в творчестве Ивана Сошенко » Казачество на Днепре», И. Соколова ( 1823 — 1910 годы жизни) — его работа » Украинская женщина с ребенком»,   творчество Т. Г. Шевченко — полотна » Катерина«, » Сельская семья», » Цыганка — ворожка».

 

Т. Г. Шевченко " Катерина" ( 1842 год)
Т. Г. Шевченко » Катерина» ( 1842 год)

 

Итальянские мотивы в украинской живописи.

Украинские живописцы также посвящали свои произведения бытовой жизни простого населения Италии. Об этом свидетельствуют произведения В. Штернберга » Итальянцы возле водоема», » Итальянец завтракает», » Итальянцы играют в карты в неаполитанской астерии».

Сюда же можно отнести картины Д. Орлова » Итальянский рынок», » Возвращение в жатвы», » Девушка стирает белье», » Сцена римского карнавала».

Пейзажная живопись.

В XIX веке в украинском изобразительном искусстве пейзаж приобретает статус отдельного жанра. Важную роль в этом сыграло знание топографических видов тех мест на Украине, где строились или могли быть построены новые города и имения.

Из Петербурга отправлялись пейзажисты для написания перспективных видов. Среди известных художников пейзажного жанра того времени можно назвать Ф. Алексеева, Е. Лазарева, В. Петрова, К. Бороздина, А. Ермолаева, М. Алферова, М. Сажина. Украинские пейзажи этих живописцев отмечены достаточной художественно — эмоциональной выразительностью. В. Тропинин также рисовал прекрасные виды Подола.

 

М. Сажин " Вид на Киев"
М. Сажин » Вид на Киев»

 

Образ Киева увековечил в своих работах акварелист Михаил Сажин, который создал около сорока акварелей. Отдельные из них были напечатаны издательской фирмой Лемерсье в Париже. На них мы видим прекрасные живописные пейзажи Киева, а также можем полюбоваться достопримечательностями архитектуры.

 

М. Сажин " Красный корпус Киевского Университета" ( акварель)
М. Сажин » Красный корпус Киевского Университета» ( акварель)

 

К пейзажной живописи обращались также Е. Криндовский, И. Зайцев ( » Полтава. Памятник Славы»), И. Сошенко, И. Лучинский, И. Венузлович, Т. Якимовия, Р. Гандзевич. Выдающиеся достижения украинского романтического пейзажа связаны с творчеством В. И. Штернберга и Т. Г. Шевченко.

 

Т. Г. Шевченко " Почаевская Лавра с юга" ( 1846 год)
Т. Г. Шевченко » Почаевская Лавра с юга» ( 1846 год)

 

Ранние пейзажи В. И. Штернберга » Водяная мельница«, » Усадьба», » Вид на Подол в Киеве» —  в этих работах художник освоил мягкую, лишенную контрастов манеру письма » сфумато», которой и придерживался впоследствии во всех своих произведениях, выполненных с помощью техники масляной живописи.

 

В. И. Штернберг " Водяная мельница"
В. И. Штернберг » Водяная мельница»

 

В. И. Штернберг " Усадьбы Тарновского Качановка"
В. И. Штернберг » Усадьба Тарновского Качановка»

 

Эпического ощущения природы он достиг в образах Киево —  Печерской Лавры ( картина » Переправа через Днепр в Киеве«) и в изображении равнинной степи ( » Мельницы в степи»). Манеру написания картин  использованием светотени В. И. Штернберг освоил и развил в Италии. Видение украинской природы в ее неразрывном единстве с условиями жизни людей несло в себе важный импульс развития общества — весомый мотив в творчестве украинских художников второй половины XIX века.

 

В. И. Штернберг " Переправа через Днепр в Киеве" ( 1837 год)
В. И. Штернберг » Переправа через Днепр в Киеве» ( 1837 год)

 

Качественные репродукции лучших образцов пейзажной живописи украинских художников вполне достойны украсить собой дизайн интерьера в большинстве классических стилей, а также в стилистике кантри.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *