Богородская игрушка — вид русского народного промысла, изготовление резных игрушек из древесины мягких пород ( липы, ольхи, осины). Чаще всего игрушки были оснащены подвижными элементами и простейшими механизмами для приведения игрушки в движение. В 1960 году исполнилось 300 лет с момента зарождения художественного промысла изготовления деревянных резных игрушек.
История богородской резьбы
История зарождения и развития промысла берет свое начало из села Богородское ( ныне Сергиево- Посадский район Московской области). В конце XVI века небольшое село, бывшее ранее в собственности бояр Плещеевых, переходит к Троице-Сергиеву монастырю. Именно монастырские крестьяне первыми стали разрабатывать местные традиции резьбы по дереву для изготовления игрушек.
Периоды развития богородской резьбы
Среди искусствоведов и исследователей декоративно-художественных промыслов не утихают споры о датировке зарождения и развития богородской резьбы. Однако большинство из них сходятся в выделении трех временных периодов:
- XVI — XVII вв. — зарождение промысла
- XVII — XVIII вв. — постепенное развитие художественных традиций богородской резьбы
- XVIII — XIX вв. — становление и приобретение известности промысла
Богородская резьба и Сергиево-Посадская игрушка тесно переплетены между собой. Изначально скупщики из Сергиева Посада по дешевке приобретали изделия богородских мастеров, чтобы потом продать их втридорога на ярмарках. Иногда у крестьян-резчиков могли за копейки покупать » белье» ( резные деревянные заготовки для игрушек), которые потом окрашивали и продавали.
Однако со временем в селе Богородском появляются выдающиеся мастера — изготовители резных игрушек, и центр промысла перемещается туда. Максимальный расцвет богородской резьбы по дереву приходится на конец XIX столетия. В это же время в России повсеместно возрастает интерес к кустарным промыслам.
За многие годы существования промысла здесь сменилось не одно поколение прославленных мастеров-резчиков: Барденковых, Бобловкиных, Барашковых, Ерошкиных, Зининых, Пучковых, Стуловых, Устратовых, Шишкиных и других.
Далее хронологию развития богородской резной игрушки можно проследить по следующим ключевым событиям:
- 1913 год — была организована » кустарно — игрушечная артель» в деревне Богородское. В ее состав вошли наиболее талантливые мастера-резчики.
- 1913 год — открыта Учебно — показательная мастерская, где детей и подростков обучали резному делу.
- 1914 год — открытие общежития для учеников Учебно-показательной мастерской. Изначально в нем могли размещаться всего 10 учащихся, которые состояли на полном казенном пансионе.
- 1922 год — мастерская была переименована в Профтехшколу.
- 1923 год — пополнение штата артели новыми мастерами, обученными в лучших традициях кустарного промысла. В это же время артель получила название » Богородский резчик».
- 1960 год — » Богородский резчик» получает статус фабрики художественной резьбы.
- 1970-е годы — на Богородской фабрике художественной резьбы работает более двухсот резчиков.
Таким образом, 300-летие зарождения богородского резного промысла приходится на 60-е годы XX века. Открытие фабрики художественной резьбы помогло вывести производство богородской игрушки на качественно новый уровень — производство изделий стало массовым.
Но в то же время развитие художественной промышленности привело к постепенному угасанию народного промысла, так как игрушки отдельных мастеров-кустарей уже не могли конкурировать с фабричной продукцией.
Традиции богородской резьбы
С момента зарождения промысла богородские игрушки делали из мягких пород дерева — ольхи, осины или липы. При этом процесс заготовки материала занимал несколько лет. Спиленную древесину сушили в несколько этапов, чтобы она приобрела нужную текстуру и стала максимально удобной для обработки.
В процессе резных работ мастера использовали специальный нож — » щучку», который также назывался » богородским ножом». Резчики применяют несколько ножей разных размеров с различными углами заточки лезвия.
Исходя из особенностей технологии обработки древесины все резные изделия богородских мастеров можно разделить на две группы:
- Игрушка ручной работы
- Игрушка токарной обработки
Изначально деревянная поверхность игрушки оставалась неокрашенной. Взору покупателей представлялась текстура натурального дерева в его первозданной прелести.
Однако впоследствии богородские игрушки начали расписывать красной и черной красками, а сверху росписи покрывать слоем бесцветного лака.
Основной отличительной чертой богородской резной игрушки является наличие простейших механических деталей — планки, кнопки или баланса. С их помощью игрушка может двигаться.
Сюжеты самых первых игрушек были взяты из повседневной жизни простых крестьян и народного фольклора. Далее тематика изделий расширялась и усложнялась. Наиболее характерными персонажами богородской игрушки были следующие:
- Мужики
- Медведи
- Домашние животные
- Птицы
- Солдаты
- Барыни
Сегодня талантливые резчики продолжают создавать свои шедевры на Богородской фабрике художественной резьбы. Однако ситуация на производстве сложная, что объясняется кризисным положением многих видов традиционных народных промыслов.
Среди изделий мастеров наряду с новыми современными образцами представлены и традиционные игрушки с движением: на планках, с балансом, с кнопкой, на спиральных проволочках, на ниточках. Эти простые и остроумные по конструкции приспособления делают их театрально-выразительными.
Богородские игрушки — изделия современных мастеров — много раз становились золотыми призерами на Международных выставках народного искусства в Нью-Йорке, Париже и Брюсселе.
Богородская игрушка » Куры на кругу»
Затейлива игрушка с балансом » Куры на кругу». Весело смотреть, как куры во главе с петухом в строгом порядке старательно клюют нарисованные на кругу зерна. Ритмично кружится баланс, дергаются веревочки и поочередно качаются на проволочках птичьи головки с острыми клювами и красными гребнями.
Создаются звуковой такт и живой ритм движения. Они соединяются с пластически, орнаментальным, цветовым ритмом, дополняя друг друга, перекликаясь во время игры. В игрушку заложена идея ритма, к которому ребенок чувствителен по своей природе. Этим и объясняется ее популярность.
Игрушка » Куры на кругу» проходит через руки многих мастеров. Работа начинается в токарном цехе, затем заготовка попадает в цех резьбы, потом на сборку и окраску. Это одно из немногих изделий богородских резчиков, которое расписывают.
Роспись простая, в два цвета — красный и черный. Третий, основной — цвет неокрашенной липы. Редкие кистевые мазки, быстрые и уверенные, образуют на светлом фоне декоративный ритмичный узор. В последние годы характер росписи изменился. Были добавлены яркие цвета — зеленый и желтый. Это придало изделию еще большую декоративность и выразительность.
Простейшая роспись наполнена, однако, игровым смыслом. » Зерна» насыпаны так, что куры все время клюют в пустое место. И тут, конечно, невозможно не улыбнуться!
Вместе с тем, именно на первоначальном этапе становления богородского промысла стали появляться произведения, считающиеся шедеврам народного искусства, среди которых: «Пастушок», ставшая своеобразной богородской классикой, львы со львятами, собаки со щенками.
Богородская резьба (Богородская игрушка) — русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева ( липы, осины ). Его центром является посёлок Богородское Сергиево-Посадского района Московской области России .
В том же 1913 году в Богородском была открыта учебно-показательная мастерская с инструкторским классом, а в 1914-м на её базе заработала земская школа, в которой обучались мальчики на полном пансионе .
Самые ранние из сохранившихся произведений богородского промысла (находящиеся в Государственном историческом музее, Государственном Русском музее, Музее народного искусства им. С. Т. Морозова и Художественно-педагогическом музее игрушки ) датируются началом XIX века. Вероятнее всего, правомерным будет отнести зарождение резной богородской игрушки к XVII—XVIII векам, а становление промысла к концу XVIII — началу XIX веков.
Уже в середине XIX века центр резного дела перемещается в Богородское, и Богородский промысел обретает самостоятельность. Большое влияние на формирование собственно богородского стиля оказало творчество таких мастеров как А. Н. Зинин, а несколько позже деятельность профессионального художника, коренного богородчанина П. Н. Устратова. Они создавали удивительной красоты игрушки в истинно богородской стилистике.
Профессиональный художник, коллекционер и впоследствии основатель и первый директор Государственного музея игрушки (ныне Художественно-педагогический музей игрушки ) Н. Д. Бартрам одним из первых попытался сохранить и возродить старинные традиции.
Однако, видя, что старые работы не увлекают кустарей, он начал ориентировать их на создание работ в народном стиле, но по образцам профессиональных художников. Противником этого пути был художник и коллекционер А. Бенуа, который считал этот процесс искусственным спасением промысла.
Сперва промысел представлял собой типичное крестьянское производство. Изделия изготовлялись сезонно: начиная с поздней осени и до ранней весны, то есть когда наступал перерыв в сельскохозяйственных работах. Долгое время богородские резчики находились в прямой зависимости от Сергиевского промысла, работая непосредственно по заказам сергиевских скупщиков и изготавливая, в основном, так называемый «серый» товар, который окончательно отделывали и раскрашивали в Сергиевом Посаде.
Художник имел в виду деревянные резные фигурки, изображающие Деда Мороза — любимого персонажа новогодних праздников, который заменил мастерам- надомникам пресловутого медведя.
На вернисажах и на прилавках магазинов чаще всего встречается худшее из того, что ещё делается в Богородском. Интерес к богородской игрушке и скульптуре падает из-за низкого качества исполнения, низкого художественного уровня и достаточно высокой стоимости.
В первое десятилетие после Октябрьской революции в Богородском сохранялись старые земские образцы, продукция промысла в большом количестве уходила на экспорт. В 1923 году восстановлена артель «Богородский резчик», в которой продолжили свою работу мастера старшего поколения и Богородский промысел занимает одно из ведущих мест.
Изменение общественного уклада стимулировало мастеров на поиски новых форм и художественных решений. Однако именно в то время возникает наметившаяся ещё в «земский период» проблема «станковизма». В 1930-х годах появляется так называемая игрушка-скульптура, отличавшаяся новизной темы и её раскрытия.
По народному преданию, давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить малых детей. Вырезала она из чурбачка фигурку «ауку». Дети порадовались, поиграли и забросили «ауку» на печь. Раз муж стал собираться на базар и говорит: «Возьму-ка я „ауку“ да и покажу на базаре торгашам». «Ауку» купили и ещё заказали. С тех пор и появилась резьба игрушки в Богородском. И стала она называться «богородской».
В настоящее время ситуация на промысле сложная, но фабрика продолжает выпускать продукцию. Сложная ситуация сложилась и в богородском художественно-промышленном техникуме. Это постоянный недобор именно местной молодёжи; приток студентов из субъектов федерации с одной стороны способствует популяризации богородской художественной резьбы, а с другой сводит к нулю классическую богородскую традицию. Придание статуса Академии ухудшило подготовку студентов. Сведены к минимуму учебные часы по технике резьбы, в учебной программе упразднена лепка (скульптура).
Действительно промыслы имеют общие корни: традиции древней столпообразной пластики и школы объёмной, рельефной резьбы по дереву при Троице-Сергиевой Лавре, известной с XV столетия.
Реальную дату возникновения промысла определить достаточно сложно. Долгое время большинство исследователей считали, что уже с XVII века в Богородском занимались объёмной резьбой по дереву. Основанием для таких утверждений служили дворцовые книги царя Алексея Михайловича, где говорится о покупке игрушек для царских детей по дороге в Троице-Сергиев монастырь. Причём, обычно ссылаются не на первоисточник, а на труды известных в 1930-х годах исследователей русской крестьянской игрушки Д. Введенского
Одним из непременных правил работы скульптора-резчика является предварительное выполнение задуманной композиции в пластилине или глине. Потом на брусок соответствующего скульптуре размера наносят контуры, по которым делают зарубку — обрубают все лишнее благодаря этому заготовка приобретает основные формы фигуры.
Затем широкими полукруглыми стамесками (30 — 40 мм) прорабатывают основные объемы скульптуры. Для мелких деталей используют мелкие стамески (5 — 25 мм). Богородский ножом отделывают поверхность скульптуры, как бы оглаживая ее, мягкими округлыми движениями снимают тончайшую стружку.
Завершающим этапом работы является обработка скульптуры мелкими стамесками, когда ее поверхность расписывают — покрывают неглубокими бороздками, передающими характер фактуры медвежьей шкуры, конской гривы, разметавшихся трав под копытами.
Богородский промысел насчитывает не менее 300 лет. Развитию в селе Богородском игрушечного дела способствовала близость к Троице-Сергиевой Лавре – крупнейшему центру художественных ремесел Московской Руси. Начав с изготовления деревянных фигурок под покраску, богородские мастера уже ко второй половине XIX в. сумели создать самобытную резную игрушку и скульптуру, получившие признание на международных выставках.
«Народ, создавший такие игрушки, – великий народ», – отметил Огюст Роден, увидев в 1910 г. на выставке в Париже подвижную игрушку «Кузнецы». Резные кони, львы, курочки, фигуры крестьян – стали «богородской классикой». Двадцатый век привнес в промысел новые сюжеты и темы.
Среди советских мастеров богородской резьбы — Ф. С. Балаев, А. Г. Чушкин, В. С. Зинин, И. К. Стулов, М. А. Пронин, М. Ф. Баринов и другие