Своеобразные глиняные игрушки делали на Орловщине. Здесь, в деревне Чернышино, расположенной в 3 км от города Новосиль, благодаря наличию природных залежей различных сортов глины был широко развит гончарный промысел. Местные мастера изготовляли черепицу, дымовые трубы, посуду, а женщины занимались производством игрушки.
Чернышинская игрушка отличается особой грациозной пластичностью и росписью. Техника ее изготовления также имеет свои характерные особенности. Глину для работы добывали из близлежащих оврагов весной и хранили в погребе. Высококачественная белая глина не требовала дополнительных приготовлений и сразу шла в дело.
Инструментами у мастериц служили заостренный колышек-болванка, на которой формовали колокол юбки у кукол, палочка для обозначения глаз, рта, отверстий свистка, и нож — им обрезали основание игрушки. Каждую вещь делали сразу от начала и до конца.
Готовые игрушки сушили в земляных горнах. Раскрашивали фигурки минеральными красками, разведенными на яичном белке. Наиболее распространенными были следующие цвета:
- Красный
- Фиолетовый
- Желтый
Сближенность цветов и их непринужденное чередование на светлом фоне глины создавали неспешный ритм и привлекающий благородством природной гармонии колорит. Для росписи использовали птичьи перья — они оставляли на игрушке неровные следы — полоски.
Темы и сюжеты игрушек традиционны: птицы, кони, бараны. Самая ходовая игрушка — » кормилка» (кормилица). В чернышинской кукле органично переплетаются древнейшие родовые черты и современные веяния. Младенец, полосы, ромбы, точки — эти древние знаки женщины-прародительницы, магические символы плодоносящей земли совмещаются с элементами местного костюма: сарафаном, повойником, фартуком, капором и прической начала XIX века.
В чернышинской игрушке мы не увидим изысканности и пластической отточенности, присущей филимоновской или дымковской керамике. Ее красота в том, с какой естественной непосредственностью воплощены в материале образы, хранимые веками в народной памяти.