Механические сергиевские игрушки

механические игрушкиВ Сергиевом Посаде производили разнообразные механические игрушки. На изготовлении таких забав специализировались разные мастера: Акуловы делали кланяющихся кукол, Рябышкины — вертящихся, Москвины — нянек с младенцами, Пичугины — паяцев и клоунов.

Среди кустарей-ремесленников было немало предприимчивых изобретателей. Они придумывали устройства для передачи движения: шарниры, глазные механизмы, разводы, планки, » качалы», меха, баланс, колеса с кривошипами, рычажки и валики с лопастями.

 

Старинная деревянная механическая игрушка
Старинная деревянная механическая игрушка

 

Приспособления обычно вставляли в пустотелые игрушки или ящички, на которых размещались фигурки. И чего они только не делали с помощью этой простейшей механики! Куклы кланялись и вертелись, няньки укачивали младенцев, паяцы и клоуны со звоном ударяли тарелками…

Дама неустанно заводила граммофон, проплывали лебеди перед барской усадьбой, ревел мишка с палкой на » пищике». Механизмы действовали эффектно, но по своей конструкции были очень простыми.

 

Усадьба. Мишка на " пищике". ( вторая половина XIX века. Московская губерния, Сергиев Посад. Папье - маше, дерево, перья, бумага, ткань, столярная и токарная работа, формовка, окраска, роспись).
Усадьба. Мишка на » пищике». ( вторая половина XIX века. Московская губерния, Сергиев Посад. Папье — маше, дерево, перья, бумага, ткань, столярная и токарная работа, формовка, окраска, роспись).

 

» Гусельки» или » звонки» представляли собой встроенное в ящичек нехитрое устройство: на валике, обеспечивающем движение фигурок, укреплялись торчащие в разные стороны отрезки гусиных перьев, а параллельно валику натягивались 3-4 струны. При вращении ручки с валиком перья задевали за струны и слышался тренькающий, дребезжащий звук, напоминающий гусли.

Другое распространенное приспособление для озвучивания игрушек — » пищик» — состоит из двух деревянных пластин, соединенных тканью или кожей с отверстиями разного диаметра в нижней пластине. Эти отверстия были заклеены бумагой и образовывали миниатюрные меха. При нажатии верхней пластины бумага на отверстиях в донышке вибрирует и игрушка издает звук — » пищит».

Простейшие звукоподражательные механизмы: » бой», » писк», » голос», » гусельки» — делали игрушку близкой детскому восприятию. Бой четко отбивал такт работы кузнеца, бондаря, игру барабанщика. Животные ревели, стоило только нажать на меха. Птицы и куклы издавали пронзительный писк.

 

И. И. Чватов ( 1887 - 1968 годы жизни). Дама с граммофоном. ( начало XX века. Московская губерния, Сергиев Посад. Папье-маше, дерево, ткань, окраска, роспись).
» Дама с граммофоном». Автор — И. И. Чватов ( 1887 — 1968 годы жизни). Начало XX века. Московская губерния, Сергиев Посад. Папье-маше, дерево, ткань, окраска, роспись.

 

Звук отвечал образу и характеру игрушки. Звуковые повторы накладывались на ее ритмические движения, усиливали динамику, обогащали художественный образ. Механические и музыкальные игрушки стоили недешево, однако продолжали пользоваться спросом у покупателей. Они интересовали не только детей, но и взрослых — в качестве интересной и престижной детали оформления интерьера. С тех пор прошло много лет, но и в наши дни уникальные творения мастеров продолжают восхищать и вызывают уважение.

 

Дама с граммофоном.
Дама с граммофоном.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *