Вырковские игрушки

вырковская игрушкаИзвестна керамической игрушкой Рязанская область. В городах Скопин, Сапожок и близлежащих деревнях издавна жили мастера-игрушечники. Крупнейший гончарный промысел действовал в деревне Вырково Касимовского района.

Целыми семьями занимались крестьяне гончарством. Всем хватало дела. Тяжелую работу делали мужчины: копали и возили глину, рубили ее и мяли, делали гончарные изделия на ручном кругу, а женщины и дети, начиная с 8 — 9 лет, лепили игрушки.

Сушили их на сковородах в русской печи, обжигали вместе с горшками в горнах, построенных прямо посреди улицы. Затейливыми получались вырковские дудки, которые даже свистели по-разному. Петух давал два звука, высокий и низкий, будто кукарекал, медведь — низкий и долгий, напоминающий рев, свинья издавала короткие низкие звуки, похожие на хрюканье.

 

Вырковские игрушки
Вырковские игрушки

 

Вырковские игрушки своеобразны по пластическому исполнению. Наивные фигурки привлекают живостью лепки, трепетным ощущением природы материала. Глядя на них, мы чувствуем мягкость, податливость глины, ее способность принимать желаемые формы.

Излюбленная игрушка вырковских мастеров — конек-дудка. Он бывает двух- и трехголовым, будто едет пара или тройка лошадей. Вырковский конек полон движения. Длинная шея с изящной головкой круто выгнута, ноги-подставки энергично выставлены вперед, от короткого узкого туловища устремлен назад свисток-дудка.

 

Вырковский конек
Вырковский конек и собака

 

Вырковская керамика украшена скромной поливой из белой и желтой глины и свинцового сурика. » Без нее светлоты нет и ласки», — говорят мастера. Блестящая глазурь обволакивает головки фигурок, украшает главные детали и одновременно выделяет естественную красоту глины.

 

Вырковская игрушка
Вырковская игрушка

 

Вырковские игрушки: 4 комментария

  1. Вырковская игрушка — русский народный художественный промысел, возникший в деревне Вырково Касимовского района Рязанской области, России . Производство глиняных игрушек в деревне Вырково и соседней с ней деревне Ярыгино зародилось в начале XX века на основе широко распространенного в этих деревнях гончарного промысла. Расцвет промысла пришелся на 30-е годы. К концу XX века традиция изготовления игрушки в д.Вырково оказалась прерванной. Последним мастером, выполнявшим образцы глиняной Вырковской игрушки по заказу российских музеев и коллекционеров, был Иван Леонтьевич Листов

  2. В настоящее время вырковская игрушка представлена в экспозициях Рязанского государственного областного художественного музея им. И. П. Пожалостина и Касимовского краеведческого музея. Вырковскую игрушку изготавливали из добываемой в окрестностях Выркова красной глины. Игрушки украшались светло-коричневой поливой, как и бытовая посуда.
    Вылепленные игрушки сушились в русских печах на сковородах и покрывались жидкой глазурью, представляющей собой смесь свинцового сурика и купороса в воде. Затем игрушки обжигались в горнах. Потеки поливы при этом передавали пятнистую окраску животных

  3. В Выркове игрушки лепили не только для детской забавы, а считалось, что подаренная игрушка принесет ребенку здоровье и благополучие. Вот и был в Выркове обычай, особенно по праздникам дарить детям игрушки радовать новой потехой : свистулькой с ярмарки.
    К концу ХХ века традиция изготовления игрушки в д. Вырково оказалась прерванной. Последним мастером, выполнявшим образцы глиняной вырковской игрушки по заказу российских музеев был Иван Леонтьевич Листов. Теперь такие игрушки можно увидеть только в музеях в Касимовском краеведческом, Рязанском художественном музее, в Загорском музее игрушек, в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

  4. В Выркове, на базарах Тумы и Касимова я покупала глиняные изображения петушков и баранчиков, поражающих своим однообразием. Это однообразие и бедность форм современной вырковской игрушки с одной стороны, а с другой упадок техники её выделки, по всей вероятности, объясняются чисто экономическими факторами — уменьшением спроса на глиняную игрушку, вследствие вытеснения последней фабричными изделиями.
    Эта группа игрушек напоминает собою глиняные изображения коней, собак и лошадей, которых очень много в коллекции Рязанского Музея и которые были собраны в 1916-1921 годах. Выделки их отличается примитивным однообразием и наивностью формы, что, однако, не лишает их той фантастической выразительности, которая достигается очень тонким подчеркиванием того или иного признака, характеризующего данное животное: у собак — отвислые уши и высунутый язык, у коней — сильно выгнутая шея, у лосей парные копыта и третий рог на лбу, который может ввести в заблуждение, если не предположить, что этак изображается холка лося.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *