Пряничная доска — это специальная форма для создания отпечатка на тесте в процессе выпечки пряников. Такие доски издавна делали из древесины лиственных деревьев. На гладко отполированной поверхности доски вырезали контррельефные узоры, сюжетные картины или надписи.
Основную тематику изображений на пряничных досках составляли следующие сюжеты:
- Антропоморфные изображения
- Восточные орнаменты
- Исторические картины
- Образцы архитектуры разных городов
- Пейзажи
- Народная символика
- Изображения животных и птиц
- Сказочные герои
- Растительные мотивы
- Геральдические символы
- Темы окружающего быта
- Надписи или заглавные буквы имени
В наши дни в процессе изготовление досок-пряниц мастера зачастую применяют технику выемчатой резьбы.
История промысла
Пряничное дело на Руси известно не одно столетие. В новгородских раскопках найдены формы для обрядового печенья, являющегося предшественником пряника. Самая ранняя из них датируется XII веком. Обычай печь обрядовое печенье в виде животных и птиц имеет ритуальный характер, имитирующий языческое жертвоприношение настоящих животных.
Пряник в нашем понимании этого слова появился на Руси в XVI столетии, в эпоху великих географических открытий, когда начался интенсивный ввоз пряностей из Америки — душистого перца, корицы, имбиря, гвоздики и многих других.
Постепенно изготовление пряников приняло массовый характер, и их употребление вошло во многие бытовые обряды. Пряник посылали и как почетный подарок ( иногда его вес достигал нескольких пудов), и как знак внимания, а в конце свадебного обряда пряник, раздаваемый гостям, являлся сигналом о конце застолья — так называемый » разгонный пряник».
Различают три типа пряников:
- Лепные — изготовляемые непосредственно руками
- Вырезанные — или силуэтные, получаемые вырубанием раскатанного теста металлической лентой, согнутой в виде абриса животного или птицы
- Печатные — сформованные при помощи деревянных резных досок
Печатные пряники являлись самой массовой продукцией благодаря простоте и быстроте их изготовления. В связи с этим возник особый жанр народного ремесла — вырезание пряничных форм.
Материалом для них служили лиственные породы деревьев с плотной и прочной древесиной ( такие как груша, береза), что было вызвано необходимостью мелкой деталировки изображения. А это, в свою очередь, предъявляло очень высокие требования к мастерству резчика. Иногда эти доски делались подписными, но чаще всего мы имеем дело с анонимными авторами.
Изображения на пряничных досках отличаются большой степенью обобщенности. Лишенные натуралистических деталей, они всегда выразительны и узнаваемы.
Представленная на фото слева пряничная доска » Петух» по типу близка к городецким изделиям. Городецкие пряники пекли на меду. При выпечке все выпуклости их зажаривались до коричневого цвета, что еще более подчеркивало объемность формы, создавая в изображениях птиц как бы эффект распушившихся перьев.
Кроме городецкой в России вплоть до начала XX века существовало несколько, если можно так выразиться, школ пряничного дела. Это Тверь с ее мятными белоснежными пряниками, Москва и Тула с зажаристыми медовыми, Курск и Путивль с пряниками из цветного теста и так далее. В настоящее время массовой выпечкой печатных пряников известны Москва и Тула.
В Германии, так же как и во всей Западной Европе, пряники были сезонным зимним лакомством, связанным с Адвентом и Рождеством Пряничное дело Венгрии испытало сильное влияние южногерманской традиции. Наиболее распространённые деревянные резные формы представляют экипаж, всадника, нарядно одетых мужчину и женщину, из библейских персонажей — Иисуса и Халева, сцены Рождества, а в годы подъёма национально-освободительного движения возрастала популярность пряников с венгерским гербом. Пряничную доску с изображением первого парохода на Балатоне вырезал в середине XIX века мастер Леандр Циттербарт (Leander Zitterbarth)