Огромный интерес представляют детские деревянные игрушки — коньки. Эти произведения народных мастеров в XIX веке получили широкое распространение во многих северных губерниях и в Поволжье, несмотря на крайнюю условность приемов резьбы, форм и росписи.
Исходным сырьем для изготовления игрушек часто служили отходы от производства крупных плотницких изделий в виде квадратных и прямоугольных брусков древесины, обрезков тёса, округлых балясин и так далее.
Конь, один из самых любимых образов народного искусства, в древности являлся предметом почитания как воплощение солнца. Такие коники, как и обобщенные фигуры женщин, вырубленные из одного куска дерева ( так называемые » панки»), украшались скромными надрезами — контурным глазковым орнаментом. Иногда их раскрашивали в красный или зеленый цвет. Бытовали такие игрушки главным образом в Архангельской области.
По своим изобразительным средствам и технологии исполнения этот тип игрушек необычайно архаичен. В новгородских раскопках найдено большое количество коней, подобных палащельскому. Самый ранний из них датируется X веком. Это свидетельствует о том, что детские игрушки зачастую выполняли не только игровую функцию.
Небольшие, но монументальные фигурки предназначены были не только развлекать маленького человека, но и оберегать его от опасностей, от воздействия злых сил. Суровой мощью веет от этих массивных коней, вырубленных несколькими ударами топора и слегка тронутых ножом. Благодаря своей предельной обобщенности они необыкновенно выразительны.
Конь с санями — каталка
Конь — древнейшая традиционная игрушка. Кони-каталки и качалки, кони-салазки, резвые коньки-скакуны на палочках, конечки » русские» в яблоках, » уборные» с седелкой, кони возовые, ездовые, беговые, карусельные и цирковые лошадки, быстрые тройки, лихие всадники, эскадроны на раздвижных планках, кони » с голосом»…
Самые разные по материалам и технике исполнения, по конструкции и способам украшения игрушки делали изобретательные народные мастера. Конек был неизменным спутником детства каждого деревенского мальчика.
Один из них — это конь-каталка. Не одно поколение ребятишек выросло, играя с ним. Поверхность игрушки до блеска отполирована руками маленького владельца. Старые колеса сносились и уже давно обновлены, на туловище многочисленные ссадины, царапины — живые следу ушедших в прошлое детских игр и развлечений.
Прочная, добротная игрушка выполнена тульским мастером красиво, художественно. В мощном зигзагообразном движении изогнуть туловище и грудь коня, круглая спина переходит в гибкую шею с маленькой головкой.
Конь и повозка вырублены из цельного бревна. Соединяющая их перемычка сделана в виде толстого круглого объема, напоминающего шею какого-то существа, а сани выдолблены внутри подобно корыту.
Цельная массивная форма игрушки, свободная от второстепенных деталей, подчинена плавному, скользящему и в то же время сильному энергичному движению. Ради этого впечатления колеса игрушки скрыты внутри, чтобы не разрушить выразительный силуэт конька.
Конёк-каталка
Существует еще огромное количество разновидностей коньков-каталок. Народные мастера в каждом регионе выполняли их по-своему. Здесь мы видим коня-каталку из деревни Теряево Вологодской области с массивными, крепкими колесами.
А в Великом Устюге кони-каталки были стройными, на высоких тонких ножках. Окрашенные в черный цвет, покрытые лаком и аккуратно расписанные игрушки пользовались огромным спросом у покупателей.
Коньков, окрашенных в яркий оранжево-огненный цвет, любили делать мастера русского Севера. Фигурка вырублена из одной толстой плашки-доски с узловатыми сучьями, должно быть, оставшейся от плотницких работ.
Форма четко обрисована твердыми гранями, силуэт выразителен, очертания динамичны. Мощная вертикаль шеи изгибается, завершаясь небольшой головкой с направленными вверх ушками, и сама морда — устремленный вперед треугольный по объему силуэт.
В нижней части туловища прорезаны отверстия, в которых свободно вращаются оси. Колеса же, плотно посаженные на ось, вращаются вместе с ней. Колеса имеют неровный обод, и потому при движении игрушки возникает эффект езды по ухабистой дороге вместе с воображаемой телегой: о ней напоминают и колеса, и обозначенные на них росписью спицы. При движении пересекающиеся черточки спиц кружатся вместе с колесом, а фигурка коня качается и подскакивает.
Активную роль играет пылающий красный цвет. Только такой звучный локальный цвет и может соответствовать условной рубленой форме игрушки.
Можно вообразить, как великолепно вписывался огненный конек в незатейливый интерьер крестьянского жилища с бревенчатыми стенами и массивными лавками, широкими половицами дощатого пола, устланными ткаными половиками… И среди его продуманного, красивого и удобного убранства, будто солнечный зайчик, светился и горел красный конёк-игрушка.
Ах, какие замечательные узоры у вас получились! Какая красивая выставка народной игрушки. Когда лошадки подсохнут, можно будет с ними играть. Вот так делали игрушки раньше!