Изначально Византия была небольшим городом — центром греческих колоний. Однако в период правления императора Константина влияние Византии многократно возрастает.
В 330 году нашей эры правитель выбирает его в качестве места своего постоянного пребывания. С тех пор город носит название Неа Рома, но чаще его называют Константинополем. Спустя 65 лет город стал постоянной столицей восточного государства.
На тот момент в Византии достигло высокого уровня строительное искусство, в которое органично вплелись мотивы античной архитектуры.
В городе возводятся прекрасные здания, призванные восхвалять величие государства и самого императора, а также постройки религиозно — культового характера — дворцы, триумфальные арки, ипподром, храмы, церкви и различные инженерные сооружения.
Уже в VI столетии были заложены основы новой архитектурной традиции, и возникает собственный монументальный стиль. получивший яркое выражение в храмовых сооружениях.
Особенности византийской архитектуры
Главной отличительной чертой византийской архитектуры можно назвать монументальность и сложность конструкций. Кроме этого можно выделить следующие особенности архитектурного облика сооружений:
- Единство материалов — для возведения зданий всех типов используются кирпичи, соединяемые с помощью раствора. Из них возводили стены и пилоны, делали сводчатые конструкции. Вторым видом строительного материала был природный камень. В процессе кладки стен мастера использовали камень натурального оттенка.
Если в композиции здания сочетались два этих материала, то получался интересный декоративный эффект, в котором слои каменной кладки чередовались с кирпичной.
- Развитие инженерной мысли — зодчие Византии были хорошими конструкторами, поэтому они изобрели способ равномерного распределения нагрузок от объемных куполов на квадратную в плане основу здания.
С помощью специальных треугольных арок в виде парусов, надстроенных на сторонах квадрата, вся нагрузка распределялась на устойчивые угловые пилоны.
- Изобретение барабана — так называлась промежуточная вставка в виде цилиндра, размещенная между куполом и стенами. Барабан позволял сделать купол цельным, потому что окна были расположены на его боковых стенах. Именно купол на барабане стал наиболее выразительным элементом архитектуры Византии. В дальнейшем эта система используется зодчими многих стран в разное время.
- Сводчатые перекрытия — византийские мастера строили центричные сооружения и экспериментировали с различными способами возведения сводов.
Шедевры византийского стиля
Ярким и наиболее характерным примером развития сводчатой архитектуры в Византии является храм Софии в Константинополе. По своим размерам и роскошной отделке это сооружение стало одной из жемчужин мировой архитектуры.
Композиция храма является центричной в плане, а квадратное пространство его центра накрыто куполом на парусах. Диаметр купола достигает 33 метров, и нагрузка от него распределяется на четыре мощных 23 — метровых пилона. При этом стабильность свода и погашение горизонтальных усилий достигается за счет двух полукуполов, которых с двух сторон по продольной оси храма опираются на те же пилоны.
Другим видом византийских построек является тип купольной базилики, примером которой может служить храм Святой Ирины в Константинополе.
В результате слияния архитектуры обоих типов и возникает знаменитая пятикупольная система, возвышающаяся над постройкой в форме равностороннего креста, которая в дальнейшем широко используется во время строительства церквей и храмов.
Интерьер византийских зданий
Для внутренней отделки зданий в Византии используются следующие виды материалов:
- Стеклянная смальта — мозаикой из разноцветных кусочков смальты облицовывали своды.
- Мрамор — мозаикой из кусочков мрамора выкладывали удивительно красивые композиции на стенах.
- Мраморная плитка — использовалась в качестве напольного покрытия.
Благодаря применению материалов высокого качества оформление интерьеров церквей и храмов было роскошным и богатым.
Влияние на зодчество других стран
Опыт и строительные принципы византийских зодчих охотно заимствуют в Европе и Азии, в греческом мире и в славянских областях.
Начало XIII столетия ознаменовалось возникновением новых культурных центров на Крите, в Македонии, в Сербии и Болгарии. В период с XIII по XV века в стилистике архитектуры Византии возводятся также монастыри в Сербии и Греции.
Однако византийский стиль оказывает влияние не только на развитие православного христианского зодчества в славянских странах, но и на характер исламской архитектуры в Сербии и Турции.
В 998 году во времена правления князя Владимира произошло значительное историческое событие — Крещение Руси. В результате этого христианство стало государственной религией. Вместе с новой верой в Киевскую Русь приходит византийское искусство, которое проникает во все сферы церковной жизни.
София Киевская
В середине XI столетия город Киев становится одним из красивейших и богатейших европейских городов. В 1037 году был построен Софийский собор, который считался главным государственным храмом страны. Для Киевской Руси он имел такое же важное значение, как и храм Святой Софии для Константинополя.
Однако создатели Софийского собора в Киеве несколько отошли от византийских канонов. Собор имеет значительные отличия в конструкции и особенностях планировки, а также характеризуется большим количеством куполов — их тринадцать, в отличие от традиционных для Византии пяти куполов.
В процессе строительства происходило постепенное расширение плана, который изначально имел форму греческого креста. Далее, в результате многочисленных перестроек и исправлений были сооружены 9 нефов в десятью апсидами и 13 куполами характерной формы.
Церковная архитектура Новгорода
Похожие архитектурные решения нашли воплощение и в Софийском соборе Новгорода, построенном в 1054 году. Однако его венчают всего пять куполов удивительной красоты.
Отличительными особенностями архитектуры новгородских церквей XII века являются следующие:
- Апсиды имеют овальные очертания.
- Уровень парусов несколько снижен.
- Арочный фриз используется в качестве декоративного элемента фасадов.
Спустя столетие церковная архитектура Новгорода несколько меняет свой характер, и в XIII веке среди характерных особенностей сооружений можно выделить следующие:
- Использование полуцилиндрических сводов.
- Для конструкции зданий характерно наличие единственного купола с четырьмя пилонами.
Таким образом, в архитектуре Киевской Руси появляются свои собственные черты, отличные от византийского зодчества.
При посещении собора возникает легкий когнитивный диссонанс от гибридного сочетания символов двух религий. Есть мозаики, витражи. С гидом будет интересней. Можно подняться наверх, сделать кучу селфи, правда народу очень много. Нет слов, чтобы описать все чувства, которые я испытала. Айя-Софию надо увидеть.