Чешская готика

чешская готикаВ чешских землях первые примеры готической архитектуры появляются во второй четверти XIII столетия. Готические традиции приносят строители из Бургундии. Сначала это были отдельные элементы стиля, которые появляются в романских сооружениях. Характерная черта этого периода — механическое объединение, когда отдельные, еще массивные элементы просто приставляются один к другому.

Однако уже в середине XIII века появляются постройки со зрелой системой сводов. Свод возводился как повышенный ребристый, со стрельчатыми готическими арками.

Сначала выкладывались ребра и торцовые арки, а затем собственно свод. К этому периоду также можно отнести многоугольный свод баптистерия монастырского храма в Тржебиче. По сравнению с западной Европой местные здания ниже и проще по форме.

К этому времени относится и монастырская церковь в Тишнове, простая по композиции с сохраняющейся монастырской крестовой галереей и трапезной, являющимся примером архитектуры раннего готического периода, а также с более поздним богатым по форме западным порталом.

Вторая половина XIII века, период так называемой » пршемысловской готики», характеризуется закладкой множества городов, замков и монастырей.

Этот период — время правления Пршемысла Отакара II представляет собой вершину в строительстве готических городов в Европе. На территорию Чехии переселяются колонисты в основном из Германии, и в результате, кроме хозяйственного развития, обусловленного возникновением и ростом городов, происходит онемечивание чешских земель, особенно в пограничных областях. В связи с колонизацией сюда проникают и монастырские ордена.

В городах, которые укреплялись в соответствии с тогдашним стандартом, строились кроме городских жилых домов ратуши, школы, церкви, а также мосты, водоемы, водоводы, канализация.

В этот период возводятся наиболее замечательные в чешских землях замки — например, замок Бездеж ( или Бездез) , который до сих пор поражает своей мрачной красотой и великолепием готических форм.

 

Замок Бездез в Чехии.
Замок Бездез в Чехии.

 

В это время также строятся известные монастыри в Ческе — Будейовице. Это Доминиканский монастырь и церковь Обетования Девы Марии, а также монастырь капуцинов и храм Святой Анны.

 

Доминиканский монастырь и церковь Обетования Девы Марии в Ческе - Будейовице.
Доминиканский монастырь и церковь Обетования Девы Марии в Ческе — Будейовице.

 

Монастырь капуцинов и храм Святой Анны в Ческе - Будейовице.
Монастырь капуцинов и храм Святой Анны в Ческе — Будейовице.

 

Ярким примером готического стиля архитектуры на территории Чехии также может служить монастырь в городке Вышши — Брод, который был построен на живописной возвышенности.

 

Вышебродский монастырь в Чехии
Вышебродский монастырь в Чехии

 

Готические мотивы также прослеживаются в экстерьере монастыря в Злата Коруна. Все эти постройки свидетельствуют о проникновении строгой и мрачновато — изысканной готики в чешские земли.

 

Златокорунский монастырь
Златокорунский монастырь

 

Создатели этих монастырских сооружений большое внимание уделяли оформлению интерьера залов трапезных и крестовых галерей, которые зачастую имели богатейшее пластическое решение. Таким был монастырь Осек в Праге.

 

Монастырь Осек в Теплице
Монастырь Осек в Теплице

 

В первой половине XIV столетия строятся монастырские церкви, для которых были характерны черты готической вертикальности. Эти здания имеют большое по высоте трехнефное пространство и обычно многоугольный вытянутый баптистерий. Архитектурные детали становятся тоньше и стройнее, а также имеют богатую профилировку. Примером может служить церковь в Седлеце.

 

Костёл Костница в Седлице ( Чехия)
Костёл Костница в Седлеце ( Чехия)

 

Период расцвета чешской готики

Важным событием в истории чешской архитектуры стал приход к власти Карла IV ( 1346 — 1378 годы). Период его правления характеризуется расцветом всех областей культуры и особенно архитектуры.

Возникает своеобразная чешская архитектура, которая выходит на передовые позиции европейского зодчества. В чешских областях появляется много значительных производственной архитектуры.

Следует отметить отличающееся большим размахом градостроительное решение новой части Праги, Нового Места ( Нового города), где был построен ряд церквей ( Святого Индржиха, Святого Штепана, девы Марии Снежной, девы Марии на Карлове).

 

Церковь Богоматери Снежной в Праге
Церковь Богоматери Снежной в Праге

 

В 1348 году в Праге был основан Карлов университет и началось строительство Нового города. В течение нескольких лет на ранее пустовавшей территории были возведены сотни домов и много церквей.

 

Церковь Девы Марии и Святого Карла
Церковь Девы Марии и Святого Карла

 

При этом была определена главная сеть улиц и система больших площадей, предназначенных для торговли и народных собраний. Это Карлова площадь, Вацлавская площадь, Водичкова и Индржицская улицы.

Большой по площади Новый город был связан со Старым городом воротами в его стенах, которые были сохранены, включая и рвы — это Пршикопы и сегодняшняя Народная улица.

Наиболее значительным произведением того времени стал кафедральный собор Святого Вита в Праге, который по техническим характеристикам и художественному уровню относится к наиболее выдающимся сооружениям подобного типа в Европе.

 

Собор Святого Вита в Праге
Собор Святого Вита в Праге

 

Строительство было начато под руководством Матиаша ( Матье) из Арраса в духе готики, характерной для южной Франции. Были возведены капеллы в галерее около главного алтаря и баптистерий до высоты галереи.

Творчество 23 — летнего Петра Парлержа, который после смерти Матиаша, начиная с 1353 года, продолжает строительство собора, имеет новый, оригинальный характер. Целых 40 лет работал Парлерж на строительстве этого великолепного сооружения.

Свод высокого воздушного и светлого хора со сложным сетчатым рисунком означает начало периода поздней готики с ее сетчатыми сводами.

После смерти Парлержа строительство собора возглавил его сын. Затем после длительного перерыва, уже в период правления Ягеллонов, была сделана попытка достроить собор, однако это желание оставалось неосуществимым в течение долгих столетий. И только в середине XIX века при соборе снова была создана строительная артель, которая завершила работы только в 1929 году.

Под руководством Парлержа строители возводят и ряд других сооружений: каменный Карлов мост со Староместской мостовой башней, отличающейся строгостью и  благородством форм архитектуры.

 

Староместская мостовая башня
Староместская мостовая башня

 

Выразительным примером готического стиля является мощный и массивный, имеющий богатую художественную отделку замок Карлштейн, где хранились драгоценности короны и где Карл IV любил отдыхать и часто проводил свой досуг.

 

Замок Карлштейн
Замок Карлштейн

 

В архитектуре второй половины XIV столетия отсутствует изощренное членение стен, характерное для предыдущего периода. Пространство ограничивается только стенами и сводом, а план здания приобретает простые формы. Конец периода связан с переходом к решению внутреннего пространства как единого целого зала, ориентированного на кафедру — место, откуда читались проповеди.

Поздняя готика в Чехии

Архитектура последней четверти XV столетия — это период поздней готики, стилистика которой представлена творчеством Бенедикта Рейта и Матейя Рейсека.

Рейсек, который сначала был бакалавром Тынской школы, а потом стал строителем, возводит пражскую Пороховую башню, которая была заложена в 1475 году.

 

Пражская пороховая башня
Пражская пороховая башня

 

Наиболее значительной его работой было завершение строительства баптистерия храма Святой Барбары на Кутной горе, бывшей тогда вторым по величине городом в Чехии. Рейсек работал на строительстве этого храма целых 17 лет и был похоронен здесь же.

 

Собор Святой Барбары на Кутна - Горе
Собор Святой Барбары на Кутна — Горе

 

Бенедикт Рейт из Пистова занимал должность строителя при королевском дворе и за свои заслуги получил рыцарский титул. Он является автором Владиславского зала в старом королевском дворце на Пражском граде. Пространство зала перекрыто крученым сводом, под которым оказалась и прилегающая к залу лестница.

 

Владиславский зал в старом королевском дворце ( Пражский Град)
Владиславский зал в старом королевском дворце ( Пражский Град)

 

С 1512 года Рейт продолжает строительство храма Святой Барбары в Кутной Горе. Им был построен также храм Святого Микулаша в Лоунах ( 1520 год). Творческая деятельность Рейта не ограничивается только территорией чешских областей. Он работает также и в соседних странах.

Чешская архитектура этого периода снова достигает европейского уровня. В стилистике архитектуры позднего готического стиля пространства перекрыты сложными звездчатыми и сетчатыми сводами. Ребра, образующие сложные пересечения, постепенно теряют конструктивную обоснованность и приобретают исключительно декоративный характер.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *