Тенденции динамизма очень быстро проникли в чешскую архитектуру. Они нашли свое выражение в стилистике архитектуры кубизма, для которого был характерен чисто эмоциональный подход к формообразованию.
Кубизм снова оживил присущий чешской архитектуре интерес к ее чисто художественным аспектам, известный еще со времен поздней готики и барокко. В то время чешский архитектурный кубизм не имел аналогов во всем мире. Это движение носило коллективный характер и опиралось на теоретически проработанную программу.
Возникновению кубизма в чешской архитектуре предшествовал кубизм в живописи, создатели которого Ж. Брак и П. Пикассо призывали к тому, чтобы современное искусство не копировало действительность, а само стало действительностью.
Первые выставки кубистского искусства в Париже проходили в 1907 и 1909 годах, и носили название » Салон независимых». А. Глез и Г. Апполинер первыми осуществили попытки сформулировать принципы этого направления в искусстве. По времени эти события совпадали с возникновением архитектурного кубизма в Чехии.
Программа чешского кубизма, полностью сформировавшаяся после 1910 года, включала теоретические принципы архитектора П. Янака, опубликованные в » Художественном ежемесячнике» под названием » Призма и пирамида» ( 1911 год) и » Обновление фасада» ( 1913 год).
В них Янак выдвинул требование динамизма, который должен преодолеть статичность материала с помощью всемогущей творческой мысли или духа, и сформулировал принцип, в соответствии с которым образовать объем и пространство можно прежде всего путем пространственной обработки их поверхностей. Основным выразительным средством кубизма стала система скошенных геометрических тел, которые придавали объему и плоскости фасада вид стереометрической картины.
Первые проекты и постройки в стиле кубизма появились еще перед 1910 годом. но период наибольшего расцвета приходится на 1910 — 1914 годы. В большинстве построек кубизм проявился в решении фасадов и деталей декора, и только в немногих случаях он отразился на планировочном решении и на организации внутреннего пространства.
С необычным тактом кубизм умел понять архитектурную сущность окружающей исторической среды, хотя при этом не становился на путь компромисса между современностью и историей.
Классическими примерами этого являются дом » У черной божьей матери» в Праге и Водолечебный павильон в Богданче ( оба относятся к 1911 — 1912 годам постройки, их автором стал Й. Гочар). или дом на набережной в Пелгржимове ( 1913 год, автор П. Янак).
В этих зданиях сохраняется традиционная тектоническая схема фасада, но совершенно изменяется формальная система его частей и архитектурных деталей.
Кубической пластичностью обращают на себя внимание также жилые дома в Праге под Вышеградом ( Й. Хохол), вилла на Тихоновской улице ( Й. Гочар), вход и ограда кладбища в Праге — Доблицах и архитектура малых форм, например уличных фонарей ( В. Горман), обогатившая внутренние пространства Праги.
Кубизм проявился также в проектах монументальных памятников ( памятник Я. Жижке на Виткове, авторы П. Янак и О. Гугфренд) и в прикладном искусстве, особенно в изготовлении предметов мебели.
Центром проектирования и производства мебели в духе кубизма были Пражские художественные мастерские, основанные в 1912 году Й. Гочаром, П. Янаком и художником Ф. Киселой. Из этих работ наиболее известна мебель для столовой, изготовленная в 1914 году по проекту Й. Гочара для выставки Веркбунда в Кёльне.
В чешских областях и в Словакии после первой мировой войны кубизм получил новое развитие, но дифференцировался с точки зрения формы. С одной стороны, архитектурная форма приобрела спокойный характер декоративного орнамента, что ярче всего проявилось на фасаде и в интерьерах » Легио» в Праге ( 1922 — 1923 годы, автор Й. Гочар) и крематория в Пардубицах ( 1921 год, автор П. Янак).
Декоративизм расчленял плоскость глубоким рельефом с абстрактным геометрическим орнаментом. Он нашел проявление в мебели и других предметах оформления интерьеров.
Пространственная концепция и тектоническая система архитектуры, однако, остались статичными, конструктивно и по образу массивными, монументальными, что усиливалось использованием скульптур и рельефов.
Из других примеров следует отметить колумбарий в Праге на Ольшанах ( П. Янак), кооперативные дома в Колине ( Й. Фрейзельд) и торговую школу в Нитре (К. Шилингер).
К кубистическому кинетизму и принципу деформации плоскостей в послевоенной чешской архитектуре более всего приблизились кубо — футуристические эскизы Й. Кроги, в которых стерты границы между выражением работы конструкции и художественной ассоциации форм. Это были проекты ритуальных сооружений, интерьеров и мебели, относящиеся к 1917 — 1920 годам.
Крога в этот период занимался также реформой театра и его постановочной части. Драматический характер сочетания масс сохранился и в более поздних постройках по проектам Кроги в Младе Болеславе, особенно в здании промышленного училища ( 1923 — 1925 годы), которое, несмотря на драматическое нагромождение объемов, простыми формами своих архитектурных деталей предвосхитило новую ориентацию в эстетических взглядах 20 — х годов.
Thanks for fantastic information I was looking for this info for my mission.