Зондерготика представляет собой один из видов или специфических ответвлений готического стиля в архитектуре. В переводе с немецкого слово » Zonder» имеет несколько значений — » без», » прямо так», » бесцеремонно» или » без церемоний». Данная разновидность готики получила широкое распространение именно в Германии, и здания получили самый простой, но чрезвычайно выразительный экстерьер.
Исторически условия возникновения стиля зондерготики
Возникновение зондерготики, как одного из направлений стилистики архитектуры, произошло на почве важных исторических процессов в германском обществе. Дело в том, что многие немецкие архитекторы и особо талантливые мастера строительных специальностей в 20 — 50 — е годы XIII века строили прекрасные образцы готических соборов во Франции.
Этот стиль был новым для немцев, но чрезвычайно нравился им, и по возвращению домой они старались воссоздать основные черты четкого, строгого и гармоничного готического стиля.
При этом сначала у архитекторов получалось лишь копирование виденных ими образцов готических сооружений, однако впоследствии германские зодчие отбросили многие ненужные, на их взгляд, излишества французской готики, и здания приобрели грубоватую простоту, мрачность и строгость.
Таким образом, французская архитектурная школа только поначалу оказывала влияние на развитие зондерготики в Германии, но впоследствии новый стиль стал вполне самостоятельным течением.
Можно с уверенностью сказать, что готический стиль в средневековой немецкой архитектуре развивался в сложных исторических условиях. На тот момент Римская империя распалась, и страна переживала кризис культуры и искусства, что неизбежно сказалось и на внешнем облике сооружений. Германия смогла вернуться к прежнему уровню развития лишь спустя 150 — 200 лет, в XIV — XV веках.
Черты зондерготики в архитектуре и интерьере
Сложные времена сказались в облике построек — для них стала характерной мрачноватая тревожность и внутреннее беспокойство, царившее в душах и умах людей. Тем не менее, сооружения в стилистике зондерготики отличались страстным и экспрессивным характером, духовной напряженностью и некоторой абстрактной обобщенностью линий.
Германские соборы, построенные в стиле зондерготики, в плане были гораздо проще, даже примитивнее изящных французских построек, богатых утонченными и вычурными элементами.
Это обстоятельство лишало храмы некоторой доли декоративности и внешнего лоска, но зато благодаря этому визуально увеличивалось внутреннее пространство собора, и оформление его интерьера выглядело более цельно и гармонично.
Соборы, построенные в стилистике зондерготики, чаще всего имеют вытянутую вверх форму. Сооружение зачастую увенчано одной башней, имеющей игольчатый шпиль.
Знаменитая готическая » роза» в центре фасада, вследствие сложности и трудоемкости выполнения витражей, была заменена одним из окон обычной для готики стрельчатой формы.
В оформлении интерьера немецких соборов находится небольшое количество декоративных элементов и скульптур, по сравнению с роскошным убранством французских католических храмов. Но при этом практически все скульптурные группы расположены внутри здания, и благодаря своему правильному расположению относительно стен и грамотному освещению, создают иллюзию движения и ощущение жизни.
Некоторые сооружения в стилистике зондерготики прекрасно сохранились до наших дней. Одним из ярчайших примеров западно — европейской средневековой готики является Кельнский собор. Его строгие и четкие линии до сих пор восхищают многочисленных прихожан и туристов.