А
Абака — ( в дословном переводе с латинского слова » abacus» означает » доска») — это плита, лежащая в верхней части капители колонны, полуколонны или пилястры. Впервые термин появился в классической древнегреческой архитектуре.
В дорическом, ионическом и тосканском ордерах абака была в форме простого четырехугольника. В коринфском ордере и римском композите абаку украшали резным орнаментом в виде стилизованного изображения цветка.
Существует и второе значение этого слова. Так, абака — это название плит, высеченных из природного мрамора, которые применялись для внутренних облицовочных работ. В данном контексте термин употреблялся во времена Древней Греции и Рима.
Абацисса — ( в переводе с греческого языка дословно означает » стол» или » полочка») — элемент в конструкции колонны, расположенный между капителью и абакой.
Аканф ( акант) — ( в переводе с греческого » колючка» или » тёрн») — скульптурный орнаментальный декор архитектурных элементов колонн, который применялся в коринфском ордере для украшения карнизов, модульонов и фризов. Свое название декоративный элемент получил по аналогии с одноименным растением акантом, имеющим остроконечные листья, похожие на раскрытую медвежью лапу.
Акведук — ( происходит от слияния двух латинских слов » aqua» » вода» и » duco» — » веду», в дословном переводе означает » водовод») — оборудованный специальным образом канал или труба, служащий для подачи воды к населенным пунктам. Также акведуками называются инженерно — технические сооружения в виде мостов, проходящих над дорогами, оврагами или реками. Самыми известными строителями акведуков в древности были римляне.
Акрополь — ( от греческого слова » акрополис» — в дословном переводе означает » верхний город») — укрепленная часть города, находящаяся на возвышенности и предназначенная для обороны города в военное время. Одним из самых известных в мире является Афинский Акрополь — жемчужина древнегреческого зодчества.
Акротерий — ( в переводе с греческого » высочайший») — общее название элементов скульптурного декора на остриях и вершинах фронтона здания. Эти украшения могли быть выполнены в виде фигур богов, фантастических животных, вьющихся растений. а также спиралевидных завитков — волют или пальметт — орнамента в виде листа пальмы.
Алтарь — ( в переводе с греческого означает » жертвенник») — это место жертвоприношений. В православных храмах так называется отгороженная часть внутреннего пространства ( обычно с восточной стороны), где совершаются религиозные таинства, о которых не положено знать простому верующему.
Ампир — художественный стиль начала XIX века, нашедший свое воплощение в архитектуре, декоративном искусстве и стилистике оформления интерьеров. Ампир отличается парадностью и декоративностью. Данный стиль стал символом могущества государства и воинской силы.
Амфипростиль — тип храма со сквозной ориентацией на две противоположные стороны, принятый в древнегреческом зодчестве. На обоих фасадах здания четыре колонны были расположены в один ряд. Самым известным образцом амфипростиля считается храм Ники Аптерос в ансамбле Афинского Акрополя.
Амфитеатр — открытая постройка круглой или овальной формы, которая в эпоху античности служила для проведения массовых зрелищных мероприятий ( травли диких зверей, гладиаторских поединков и так далее). В архитектурной традиции Древней Греции амфитеатр был углублен в землю, тогда как строители Древнего Рима окружали сооружение высокими стенами.
Антаблемент — верхняя часть колонны в античной архитектуре, на которую приходилась несущая нагрузка. Во всех трех существующих ордерах ( дорическом, ионическом и коринфском) — структура антаблемента имеет значительные различия.
Антефикс — ( или антефикса) — представляет собой вертикально стоящую плиту или пластину, которую прикрепляли на кровле чуть выше карниза. Антефикс делали из различных видов материалов — древесины, керамики, гранита, мрамора и другого камня. Кроме чисто декоративной функции антефикс использовался в качестве рассекателя струй дождевой воды, стекающей с крыши.
Анты — ( или ант) — архитектурный термин, обозначающий продольные выступы стен храма, которые обрамляли сооружение с двух сторон и выступали практически на уровне колонн. Кроме этого, анты служили опорой для антаблемента.
Анфилада — представляет собой ряд расположенных на одной линии и последовательно соединенных между собой пространственных элементов сооружения. Чаще всего имеется в виду ряд помещений ( анфилада комнат), дверные проемы которых расположены на одной оси. Этот прием помогает создавать выразительную сквозную перспективу их интерьеров.
Апсида — прямоугольный, полукруглый или многогранный выступ здания пониженного уровня, зачастую пристроенный к основному объему церковного сооружения. Постройку венчает полукупол или сомкнутый полусвод. В апсиде, как правило, размещался алтарь.
Арка — важный элемент в архитектуре, представляющий собой криволинейное перекрытие глухого или сквозного проема в стене, либо пролета между двумя колоннами ( опорами моста). Арки относятся к сводчатому типу конструкций, поэтому их расположение симметрично относительно вертикальной оси. Триумфальная арка представляет отдельный тип самостоятельного сооружения, возведенного в честь какого — либо знаменательного исторического события.
Аркада — архитектурный термин, означающий ряд одинаковых по размеру и форме арок, которые опираются на столбы или колонны. Зачастую аркады используются при сооружении открытых галерей, идущих вдоль фасадной части дома. При этом нагрузка от нависающих стен равномерно распределяется между отдельными опорами при помощи арок.
Аркатура — ( в переводе с французского » arcature» дословно означает » ряд арок») — представляет собой пояс из декоративных ложных арок на стенах внутреннего помещения или на фасаде здания. Аркатура не выполняет каких — либо практических функций, и применяется исключительно в качестве архитектурного украшения. Существуют и другие названия данного декоративного элемента — аркатурный фриз или аркатурный пояс.
Аркбутан — ( в дословном переводе с французского » arc — boutant» означает » подпорная арка») — представляет собой наружную полуарку из камня, которая передает нагрузку от сводов постройки на опорный столб. Этот архитектурный элемент позволяет значительно уменьшить габариты внутренних опор и тем самым увеличить пространство помещений в здании.
Архивольт — ( в переводе с итальянского » archivolto» — » обрамляющая дуга») — фигурное обрамление проема арки, выделяющее арочную дугу над плоскостью стены. Данный декоративный элемент используется для украшения фасадов зданий и в оформлении интерьеров.
Архитектоника — ( в переводе с древнегреческого означает » строительное искусство») — идея и концепция архитектурной композиции, рассматривающие здания и сооружения в качестве художественных произведений. В понятие архитектоники входит также замысел архитектора, образ и сюжет постройки.
Архитектура — ( от греческого слова » архитектон» — » строитель») — здания, сооружения и их комплексы, создающие материальную организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности. Также архитектура рассматривается как вид монументального искусства.
Архитектурный ансамбль — совокупность зданий, сооружений и окружающей среды, объединенных одной общей тематикой и идеей. Ансамбль в архитектуре известен с глубокой древности, и на сегодняшний день существует огромное количество замечательных образцов единого комплексного ансамбля.
Архитрав ( или эпистелион) — это прямоугольная перемычка, которая перекрывает расстояние между колоннами, столбами или другими вертикально стоящими опорами. Также архитрав может перекрывать проемы в стене. Термином » архитрав» называли нижнюю часть антаблемента, опирающуюся на капители колонн.
Астрагал — ( в переводе с греческого буквально означает » шейный позвонок») — элемент сложного профиля, выполненный в виде гладкого валика или разделенного на отдельные детали в виде бус, соединяющий ствол колонны с капителью. Астрагал широко применялся в ордерной архитектуре.
Атриум ( или атрей) — внутренний центральный дворик, имеющий выходы во все остальные помещения и постройки. Изначально использовался в жилых домах древних римлян, а позже нашел свое воплощения в архитектурной традиции Италии.
Аттик — часть декоративной стены над карнизом здания, которая была щедро украшена рельефными изображениями и надписями. В архитектуре Франции XIX столетия аттиком назывался жилой этаж, расположенный под крышей на уровней чердака.