Энкаустика представляет собой своеобразную технику живописи, выполняемой красками, в состав которых входит расплавленный воск. В переводе с древнегреческого языка термин » энкаустика» означает » выжигание», что указывает на особенности выполнения данной изобразительной техники. Горячий расплавленный воск в составе красок прочно прикрепляется к основе картины, и изображение получается удивительно ярким и стойким к выгоранию цвета в течение многих веков.
Принято считать, что искусство энкаустики возникло в давние времена в Древней Греции, поэтому большинство икон раннехристианского периода были написаны именно в технике энкаустики, что и помогло им сохраниться до наших дней.
Одним из видов энкаустики считается техника восковой темперы, которая позволяет создавать удивительно яркие изображения, сияющие свежестью красок долгое время.
Фаюмские портреты
Однако темпера возникла уже в более поздний период, а искусство энкаустики было известно еще со времен Древнего Египта. Именно там в оазисе Фаюм были найдены изображения умерших и похороненных людей.
Находке сразу же дали звучное имя — » фаюмские портреты», и именно они считаются самым ранним из сохранившихся образцов живописи в технике энкаустики. Яркость, четкость и живость изображений, а также особое объемное моделирование форм позволяют говорить о том, что рисование воском помогало достигать поразительных изобразительных эффектов.
Иконы раннехристианского периода
В дальнейшем искусство энкаустики получило развитие в Эллинистический период, и сделало значительный шаг вперед в ранней христианской иконописи. Создаваемые с помощью данной техники иконы характеризовались глубиной и поразительной реалистичностью рисунка. Верующим казалось, что святой с иконы в упор смотрит на них, и его взгляд проникает в глубину души человека.
Среди самых ярких образцов энкаустики можно назвать икону с изображением Христа Пантократора ( Вседержителя), датированную VI столетием нашей эры. На сегодняшний день уникальная историческая реликвия находится в Синайском монастыре.
Карфагенский воск
Техника подготовки красок для создания икон также имела свои особенности. Так, подготовленные небольшие кусочки воска растапливали на медленном огне до жидкого состояния, а потом смешивали с небольшим количеством краски выбранного цвета.
Получившейся в результате этого восковой красящей массой нужно было наносить изображения очень быстро, потому что всем известно, что свежий натуральный воск застывает очень быстро.
Поэтому художники накладывали краску не только с помощью привычной всем кисти, но и посредством специальной металлической палочки, предварительно разогретой на огне.
Смешанный с краской воск в разных исторических источниках имеет различные варианты названий:
- Елеодорский воск
- Карфагенский воск
- Пунийский воск
Но все эти три названия — это наименование одного и того же вида материала для создания рисунков в технике энкаустики.
И на сегодняшний день энкаустика как отдельный самостоятельный вид изобразительной техники, не утратила своего значения, а приобрела новые формы и методы нанесения воска и красок. Так, в продаже появились восковые мелки, с помощью которых каждый желающий может создать рисунок в техники энкаустики.
Конечно, техника выполнения таких рисунков в корне отличается от создания шедевров древней иконописи. Однако это тоже разновидность энкаустики, и очень отрадно, что старинное искусство не исчезло бесследно в веках, а сохранило свои особенности и значение в современной живописи.