Древнерусское искусство

искусство древней русиИзобразительное искусство и живопись  Древней Руси формировалось в период сложения и укрепления феодальных социально — экономических отношений и своими истоками связано с художественной культурой восточно — славянских племен X — XII веков. Еще задолго до образования Киевского государства славяне создали самобытную художественную культуру.

Христианское вероучение рассматривает храмы  как место приобщения человека к божеству. Поэтому архитектура стала ведущим видом искусства. Икона, формируясь в иконостасы, выступала в качестве непосредственного слагаемого архитектурного сооружения, ибо служебное назначение иконостаса — служить стенкой — преградой, отделяющей алтарь от остальной части помещения.

Плоскость стены как один из основных элементов образа в архитектуре, оказывающих свое влияние и на художественное представление иконописца и резчика по камню.

Будучи живописным произведением, икона резко отличается от такой формы творческого выражения, как картина. В догматическом церковном представлении икона понимается как соединительное звено между верующими и богом.

Искусство Киевской Руси достигло своего наивысшего расцвета в конце X — первой половине XI века. В XI столетии был создан первый из выдающихся памятников русского изобразительного искусства — это мозаики и фрески Софийского собора.

Софийский собор был заложен в 1037 году, и строился  в качестве храма — главы  Киевской Руси. В главном куполе на золоченом фоне был представлен Христос — Вседержитель, строго взирающий на землю. Ниже помещались на таком же золоченом фоне небесные стражи — архангелы. Под ними и в простенках между окнами барабана купола — апостолы, ученики Христа. Ниже, на ярусах, поддерживающих купол — четыре евангелиста, которые были биографами Христа.

 

 Фрески Софийского собора
В куполе храма расположено изображение Христа — Вседержителя и архангелов

 

Для выполнения мозаик и росписей были приглашены византийские мастера. Все сюжеты Софийского собора были религиозными. Фрески воссоздают сцены охоты, игры  скоморохов, потеху князей. Киевская художественная школа — единственная и определяющая развитие древнерусского искусства.

 

Фрески Софии Киевской
Мозаики Софии Киевской

 

Но в XII веке в связи в раздроблением Руси на отдельные княжества привело к появлению местных школ изобразительного искусства. Наиболее крупными из них были Новгородская и Владимиро — Суздальская.

 

Икона Божией Матери Владимирской
Икона Божией Матери Владимирской ( фрагмент).

 

Новгородское искусство.

Искусство Новгорода в XII — XIV веках получило значительный расцвет. Общеизвестна роль Новгорода в качестве международного торгового центра Средневековья. Определенная демократичность общественной жизни Новгорода наложила отпечаток и на его культуру.

 

Икона " Спас Нерукотворный". XII век, Новгород. В настоящий момент икона находится в Третьяковской галерее
Икона » Спас Нерукотворный». XII век, Новгород. В настоящий момент икона находится в Третьяковской галерее

 

Росписи Георгиевского собора с Старой Ладоге, построенного в 60 — е годы XII века, храмы Благовещенья в Аркажах ( построен в 1189 году), Спаса — Нередицы ( 1199 год), затем более поздней эпохи — Успенья на Волотовом поле ( 1363 год), Спаса на Ильине ( 1378 год) и многие другие церкви, а также иконопись — все это выражало особенности новгородской школы.

Простонародность облика святых, контрастный смелый колорит Новгородской школы разительно отличается от Киевской школы, которая использует преимущественно тональной колорит.

Новгородская фресковая живопись достигла своего расцвета во второй половине XIV века. В это время прибыл из Византии и связал свою творческую судьбу с Новгородская школой Феофан Грек ( 1350 — 1410 годы жизни).

Проникновение острых проблем социальной действительности в религиозную живопись Новгорода определило ее значение для последующего развития русской художественной культуры.

Владимиро — Суздальская школа.

Соперником Новгородской художественной школы могло выступать лишь искусство  Владимиро — Суздальской земли. Его высшие достижения относятся ко второй половине XII — XIII веков.

 

Владимирская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери, привезенная в 1130 году из Византии.

 

В число лучших памятников входят церковь Покрова на Нерли ( 1165 год), Дмитриевский собор во Владимире и Георгиевский собор в Юрьеве — Польском, построен в 1230 — 1234 годах. Огромное значение имела декоративная скульптура.

 

Церковь Покрова на Нерли
Церковь Покрова на Нерли

 

Владимиро — Суздальские мастера щедро покрывали скульптурным декором наружные стены хамов. Одним из наиболее популярных персонажей выступал библейский царь Давид, создатель единого древнего еврейского государства. Рельефные изображения характеризовались плоскостным характером. Резчики по камню изображали Давида играющим на арфе и чарующим своим  искусством все сущее, включая зверей и птиц.

 

Белокаменная резьба на стенах Дмитриевского собора во Владимире
Белокаменная резьба на стенах Дмитриевского собора во Владимире

 

В рельефах владимирских церквей помещены также персонажи старинных античных преданий.  Можно видеть кентавра — полулошадь — получеловека и грифона — животное с телом льва и крыльями орла. Наличие подобных мотивов показывало, как далеко распространилось на Руси античное влияние, и на какой богатейшей почве вырастала древняя русская художественная культура.

 

Рельефы Дмитриевского собора во Владимире
Рельефы Дмитриевского собора во Владимире

 

После монгольских завоеваний началось объединение северо — восточных земель вокруг Москвы. Такая дальновидность правителей, и прежде всего, Ивана Калиты, способствовала преаращению Москвы в крупнейший политический центр. Именно Москва в дальнейшем стала важнейшим культурным центром Руси.

Древнерусское искусство: 4 комментария

  1. Древнерусское искусство стало источником зарождения всех современных видов народно — прикладного искусства, промыслов, а также художественного искусства и архитектуры. Немалую роль в становлении современного искусства сыграла суздальская и новгородские школы. Многие памятники той эпохи мы можем видеть до сих пор.

  2. Искусство Древней Руси представляет собой целый пласт своеобразного культурного наследия, которое формировалось на основе народных художественных промыслов. За времена правления киевских князей многие виды искусств достигли значительного развития и выделились в отдельные сферы. Но все же главенствующую роль играла архитектура. Принципы ее строительства во многом были подчинены церковным канонам.

  3. В период существования Древнерусского государства было чрезвычайно развито ювелирное искусство. Работы мастеров того времени отличаются изяществом и роскошью исполнения.

  4. Искусство Древней Руси можно разделить на несколько самостоятельных течений, главным из которых все же была архитектура. Но и она подчинялась строгим церковным канонам. Именно поэтому все постройки того периода характеризуются изяществом и красотой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *