Скань представляет собой один из видов техники декорирования ювелирных изделий, который также широко используется для изготовления произведений искусств и посуды тонкой работы. Особенности технологии изготовления скани заключаются в создании ажурного узора из тонкой серебряной, золотой или медной проволоки, которую свивают в веревочки или оставляют гладкой.
Возможно также припаивание проволочки к металлической основе. Изделия, выполненные в технике скани, зачастую дополнительно украшают зернью, которая представляет собой мельчайшие шарики или капельки из золота или серебра.
Слово » скнаь» происходит от древне — русского глагола » сучить» ( это значит » свивать вместе несколько прядей»). Очень близкой к технике скани является филигрань, которая представляет собой еще одну разновидность ювелирной техники, состоящей в нанесении на металлическую основу узора путем припаивания тонкой проволочки из драгоценных металлов.
Принципиально обе эти техники мало чем отличаются друг от друга, но принято считать, что изделия, декорированные филигранью, имеют более ажурный и утонченный вид.
История возникновения и развития искусства скани
В ювелирном искусстве Древней Руси техника скани впервые появилась в IX веке. Однако сначала не использовалась цельная витая проволока, а применялась зернь — напаивание мельчайших частых капелек, которые соединялись в единый цельный узор.
В дальнейшем мастерство ювелиров продолжает совершенствоваться , и в период с XII по XIII столетия достигает высокого уровня качества. С течением времени мастера все чаще стали использовать технологию напайной скани, а в более поздний период — появилась техника изготовления рельефной и ажурной скани, а в производстве ювелирных украшений и предметов искусства стали использоваться драгоценные камни.
Расцвет искусства московской скани приходится на XV — XVI столетия. В качестве дополнения к различным видам скани мастера широко используют технику зерни и эмали, а изделия дополнительно украшаются ценными сортами древесины, резной костью, поделочными и драгоценными камнями. Среди мастеров скани того периода выделяются Амвросий и Иван Фомин — самые известные и талантливые сканщики.
В дальнейшем, в XVIII — XIX веках изделия, мастерски декорированные в технике скани, начинают производить во многих художественных мастерских на территории России. В это время было широко распространено производство следующих видов изделий:
- декоративных вазочек
- изящных солонок
- красивой посуды
- металлических шкатулок
- туалетных принадлежностей
- предметов церковной утвари
В дополнение к уже существующим техникам стали применять инкрустацию перламутром и использовать хрусталь.
В советскую эпоху искусство скани не было утрачено. Напротив, данная ювелирная техника широко применялась в ювелирной промышленности ( на Красносельском ювелирном заводе, на Ереванском заводе ювелирных изделий и на некоторых предприятиях во Владимирской области). На этих заводах вместе с украшениями производились высокохудожественные бытовые предметы и посуда ( вазочки, маленькие изящные скульптуры и ажурные подстаканники).
И в наши дни искусство скани не утратило своей актуальности. Многие современные ювелиры продолжают традиции мастерства своих предков, и совмещают их в своих произведениях с веяниями нового времени.
Одним из известнейших ювелиров — мастеров техники скани является Юлия Маланчук, которая создает высокохудожественные ювелирные изделия. Так, ею была создана уникальная копия Шапки Мономаха для съемок фильма » Борис Годунов» ( режиссер Сергей Бондарчук).