С приходом к власти Петра I изобразительное искусство на Руси подверглось значительному воздействию европейских канонов. И если подобное влияние в архитектуре только способствовало дальнейшему развитию многообразия форм и стилей, то для русской живописи некоторые изменения оказались губительными. Пострадали многие жанры, однако портретное искусство в петровскую эпоху переживало невероятный расцвет.
В давние времена князья и бояре лишь изредка могли позволить заезжему художнику написать свой портрет, изображение на котором лишь отдаленно напоминало истинный облик конкретного человека, потому что в старину портретному сходству изображаемого человека придавалось слишком малое значение.
На иконах мастера создавали обобщенный образ, который был идеальным, усредненным и мало походил на реальную персону. В дальнейшем для живописцев допетровской эпохи было характерно стремление приукрасить образ человека, сделать его более ярким и выразительным.
В конце XVII — начале XVIII столетия портретное искусство пользуется огромной популярностью. Каждый, кто был в состоянии оплатить услуги художника, заказывал » персонному мастеру» списать себя или своих близких.
Во времена царствования Петра I большинство подрядов на строительство православных храмов оказалось в руках архитекторов из Европы. Следовательно, зодчие — иностранцы в качестве украшения вновь построенных церквей хотели видеть европейскую иконопись. Таким образом, древнее искусство русской иконописи претерпело значительные изменения как в стилистике изображения, так и в выборе выразительных средств и форм.
Русские портретисты XVIII века
В то же время, во второй половине XVIII века искусство портретной живописи в России обогащается творениями русских художников, равных которым трудно было найти во всей Европе. Среди них можно назвать следующих:
- Антропов Алексей Петрович ( 1716 — 1795 годы жизни) — русский живописец, декоратор — монументалист,серьезный и вдумчивый художник, высоко ценивший правду жизни и метко схватывающий характер изображаемого человека. Антропов был последователем стиля барокко и одним из первых живописцев в России, ставший автором великолепных светских портретов.
- Рокотов Федор Степанович ( 1735 — 1808 годы жизни) — русский художник, крупнейший московский портретист, представитель Русского Просвещения. Рокотов — томный и изящный живописец, умело передающий лучшие стороны человеческого лица и тела.
- Левицкий Дмитрий Григорьевич ( 1735 — 1822 годы жизни) — русский живописец, мастер парадного и камерного портрета. Академик Императорской Академии художеств. Его произведения считаются лучшими образцами портретного искусства всего XVIII века.
Особенно прекрасна его серия портретов воспитанниц Смольного института — благородных девиц, которые танцуют, декламируют стихи или играют на музыкальных инструментах. Унаследовав от своего учителя Антропова его вдумчивость и правдивость, Левицкий соединил их с поразительным живописным мастерством. » Портрет смолянки Борщовой» по ритму линий, по неожиданности и законченности всей композиции, стройной и чрезвычайно выразительной, по серьезности живописи можно сравнивать разве что с шедеврами эпохи Возрождения.
- Боровиковский Владимир Лукич ( 1757 — 1825 годы жизни)- русский художник — портретист, академик Императорской Академии художеств. Боровиковский — мечтательный и сентиментальный живописец, увековечивший красавицу Суворову и оставивший нам милый облик Лопухиной. Художник необычайно разноплановый и ни на кого не похожий, он также считался одним из лучших мастеров миниатюры, ставшей популярной на рубеже XVIII — XIX столетий.
Портретная гравюра
Деревянные гравюры впервые появились на Руси в XVI веке в качестве декоративного украшения книжных изданий. Как самостоятельный вид искусства гравюра оформилась в XVII столетии, главным образом благодаря появлению в обиходе народных лубочных картинок.
Лубок сохранил все наиболее важные приемы иконного письма. Но вместе с тем лубочные изображения были более примитивными, исходя из бедности выразительных средств гравера средней руки. В те времена лубки наряду с иконами были немногочисленными декоративными элементами в интерьере жилища простых людей.
Однако народные картинки вполне унаследовали стремление к орнаментальной композиции, стройность и четкость силуэтов, а также особую красоту, которая роднит русский лубок как с иконами, так и с японской цветной гравюрой. Несмотря на всю убогость и простоту техники, на ее неряшливость и грубость, в старой лубочной картинке теплилась искра великого искусства Древней Руси.
Высокий уровень развития портретной живописи в России способствовал расцвету граверного искусства. Портретная гравюра была известна на Руси давно, однако наибольшей популярностью она стала пользоваться только тогда, когда появились граверы — портретисты, настоящие мастера своего дела, среди которых можно назвать следующих:
- Чемесов Евграф Петрович ( 1737 — 1765 годы жизни) — художник — портретист, один из величайших русских граверов. Он был блестящим мастером, обладавшим даром меткой характеристики образа и тонко чувствовавшим глубину соотношения черных и белых тонов. Некоторые портреты работы Чемесова настолько мастерски выполнены, что изображение производит впечатление многоцветного и красочного.
- Скородумов Гавриил Иванович ( 1755 — 1797 годы жизни) — русский художник — гравер, в творчестве которого сочетались таланты живописца, рисовальщика и искусного мастера миниатюры. Скородумов стал первым гравером из России, завоевавшим европейскую известность.
- Уткин Николай Иванович ( 1780 — 1863 годы жизни) — крупнейший представитель русской портретной гравюры начала XIX века, академик Императорской Академии художеств.
Список славных имен русских живописцев на этом не заканчивается. В конце XVIII — начале XIX века появилось много настоящих мастеров портретной живописи, работы которых заслуживают пристального внимания.