Портрет в России 18 века

портрет в россии С приходом к власти Петра I изобразительное искусство на Руси подверглось значительному воздействию европейских канонов. И если подобное влияние в архитектуре только способствовало дальнейшему развитию многообразия форм и стилей, то для русской живописи некоторые изменения оказались губительными. Пострадали многие жанры, однако портретное искусство в петровскую эпоху переживало невероятный расцвет.

В давние времена князья и бояре лишь изредка могли позволить заезжему художнику написать свой портрет, изображение на котором лишь отдаленно напоминало истинный облик конкретного человека, потому что в старину портретному сходству изображаемого человека придавалось слишком малое значение.

На иконах мастера создавали обобщенный образ, который был идеальным, усредненным и мало походил на реальную персону. В дальнейшем для живописцев допетровской эпохи было характерно стремление приукрасить образ человека, сделать его более ярким и выразительным.

В конце XVII — начале XVIII столетия портретное искусство пользуется огромной популярностью. Каждый, кто был в состоянии оплатить услуги художника, заказывал » персонному мастеру» списать себя или своих близких.

Во времена царствования Петра I большинство подрядов на строительство православных храмов оказалось в руках архитекторов из Европы.  Следовательно, зодчие — иностранцы в качестве украшения вновь построенных церквей хотели видеть европейскую иконопись. Таким образом, древнее искусство русской иконописи претерпело значительные изменения как в стилистике изображения, так и в выборе выразительных средств и форм.

Русские портретисты XVIII  века

В то же время, во второй половине XVIII века искусство портретной живописи в России обогащается творениями русских художников, равных которым трудно было найти во всей Европе. Среди них можно назвать следующих:

  • Антропов Алексей Петрович ( 1716 — 1795 годы жизни) — русский живописец, декоратор — монументалист,серьезный и вдумчивый художник, высоко ценивший правду жизни и метко схватывающий характер изображаемого человека. Антропов был последователем стиля барокко и одним из первых живописцев в России, ставший автором великолепных светских портретов.

 

А. П. Антропов. Автопортрет ( 1784 год).
А. П. Антропов. Автопортрет ( 1784 год).

 

  • Рокотов Федор Степанович ( 1735 — 1808 годы жизни) — русский художник, крупнейший московский портретист, представитель Русского Просвещения. Рокотов — томный и изящный живописец, умело передающий лучшие стороны человеческого лица и тела.

 

Ф. С. Рокотов " Портрет молодого человека в гвардейском мундире" ( написан около 1757 года). Вероятный автопортрет художника.
Ф. С. Рокотов » Портрет молодого человека в гвардейском мундире» ( написан около 1757 года). Вероятный автопортрет художника.

 

  • Левицкий Дмитрий Григорьевич ( 1735 — 1822 годы жизни) — русский живописец, мастер парадного и камерного портрета. Академик Императорской Академии художеств.  Его произведения считаются лучшими образцами портретного искусства всего XVIII века.

 

Д. Г. Левицкий " Автопортрет" ( 1783 год).
Д. Г. Левицкий » Автопортрет» ( 1783 год).

 

Особенно прекрасна его серия портретов воспитанниц Смольного института — благородных девиц, которые танцуют, декламируют стихи или играют на музыкальных инструментах. Унаследовав от своего учителя Антропова его вдумчивость и правдивость, Левицкий соединил их с поразительным живописным мастерством. » Портрет смолянки Борщовой» по ритму линий, по неожиданности и законченности всей композиции, стройной и чрезвычайно выразительной, по серьезности живописи можно сравнивать разве что с шедеврами эпохи Возрождения.

 

Д. Г. Левицкий " Смолянки" ( серия портретов написана в 1772 - 1776 гг. Холст, масло).
Д. Г. Левицкий » Смолянки» ( серия портретов написана в 1772 — 1776 гг. Холст, масло).

 

  • Боровиковский Владимир Лукич ( 1757 — 1825 годы жизни)- русский художник — портретист, академик Императорской Академии художеств. Боровиковский — мечтательный и сентиментальный живописец, увековечивший красавицу Суворову и оставивший нам милый облик Лопухиной. Художник необычайно разноплановый и ни на кого не похожий, он также считался одним из лучших мастеров миниатюры, ставшей популярной на рубеже XVIII — XIX столетий.

 

" Владимир Лукич Боровиковский" ( портрет художника написан в 1825 году И. С. Бугаевким - Благодарным).
» Владимир Лукич Боровиковский» ( портрет художника написан в 1825 году И. С. Бугаевким — Благодарным).

 

Портретная гравюра

Деревянные гравюры впервые появились на Руси в XVI веке в качестве декоративного украшения книжных изданий. Как самостоятельный вид искусства гравюра оформилась в XVII  столетии, главным образом благодаря появлению в обиходе народных лубочных картинок.

 

Лубочная картинка " Адам и Ева" - гравер Василий Корень ( XVII век).
Лубочная картинка » Адам и Ева» — гравер Василий Корень ( XVII век).

 

Лубок сохранил все наиболее важные приемы иконного письма. Но вместе с тем лубочные изображения были более примитивными, исходя из бедности выразительных средств гравера средней руки. В те времена лубки наряду с иконами были немногочисленными декоративными элементами в интерьере жилища простых людей.

 

Лубочные картинки становились украшением крестьянской избы.
Лубочные картинки становились украшением крестьянской избы.

 

Однако народные картинки вполне унаследовали стремление к орнаментальной композиции, стройность и четкость силуэтов, а также особую красоту, которая роднит русский лубок как с иконами, так и с японской цветной гравюрой. Несмотря на всю убогость и простоту техники, на ее неряшливость и грубость, в старой лубочной картинке теплилась искра великого искусства Древней Руси.

Высокий уровень развития портретной живописи в России способствовал расцвету граверного искусства. Портретная гравюра была известна на Руси давно, однако наибольшей популярностью она стала пользоваться только тогда, когда появились граверы — портретисты, настоящие мастера своего дела, среди которых можно назвать следующих:

  • Чемесов Евграф Петрович ( 1737 — 1765 годы жизни) — художник — портретист, один из величайших русских граверов. Он был блестящим мастером, обладавшим даром меткой характеристики образа и тонко чувствовавшим глубину соотношения черных и белых тонов. Некоторые портреты работы Чемесова настолько мастерски выполнены, что изображение производит впечатление многоцветного и красочного.

 

Е. П. Чемесов " Автопортрет", выполненный по рисунку Ж. Л. де Велли ( 1764 - 1765 гг. Резец, офорт, сухая игла).
Е. П. Чемесов » Автопортрет», выполненный по рисунку Ж. Л. де Велли ( 1764 — 1765 гг. Резец, офорт, сухая игла).

 

  • Скородумов Гавриил Иванович ( 1755 — 1797 годы жизни) — русский художник — гравер, в творчестве которого сочетались таланты живописца, рисовальщика и искусного мастера миниатюры. Скородумов стал первым гравером из России, завоевавшим европейскую известность.

 

Гавриил Иванович Скородумов
Гавриил Иванович Скородумов

 

  • Уткин Николай Иванович ( 1780 — 1863 годы жизни) — крупнейший представитель русской портретной гравюры начала XIX века, академик Императорской Академии художеств.

 

Н. И. Уткин ( 1860 - е годы).
Н. И. Уткин ( 1860 — е годы).

 

Список славных имен русских живописцев на этом не заканчивается. В конце XVIII — начале XIX века появилось много настоящих мастеров портретной живописи, работы которых заслуживают пристального внимания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *