Русское кружево

русские народные промыслыИскусство кружева на территории России развивалось с давних пор, и на сегодняшний день  насчитывает несколько столетий. Уже в XVI веке, гораздо раньше многих других видов, появилось золотое кружево.

Трудно словами передать красоту и утонченность золотых и серебряных кружев, которые опытные рукодельницы плели для украшения одежды высшей знати, бояр и даже самого царя.

 

Образцы золотого кружева
Образцы золотого кружева

 

Золотым кружевом щедро декорировались одежды для парадного выхода царей и бояр, а также для украшения облачения патриарха и высшего духовенства. Для отделки золотого кружева использовались жемчужины и бусины из различных драгоценных камней.

 

Торжественное облачение царя
Торжественное облачение царя

 

Но спустя почти сто лет, а именно в XVIII веке, мастера перестали использовать чисто металлическое кружево. Дело в том, что с этих пор металлические  ( золотые и серебряные нити) начали добавлять к основе из льняных или шелковых нитей. Подобный вид кружев был широко распространен, и повсеместно применялся для отделки сарафанов, для украшения жилетов и душегреек, а также для декорирования головных уборов.

 

Русский сарафан
Русский сарафан

 

В дальнейшем в России сформировались три различные техники плетения кружев, которые отличались между собой по способу и методике выполнения работы, а также видам и стилистике узоров. Среди техник русского кружева можно назвать следующие:

  • Численное кружево — представляет собой особым способом сплетенный неповторимый узор, который создавался мастером без предварительного эскиза, нанесенного на шаблон. Поэтому для повторения раппортов рисунка приходилось считать и запоминать количество стежков в каждой нити. Таким образом, рисунок имел возможность повторяться необходимое количество раз, и при этом получался идентичный узор.

 

Михайловское численное кружево
Михайловское численное кружево

Техника плетения численного кружева по праву считается древнейшей на территории России. Данный вид кружева выполняется на лицевой стороне изделия, таким образом работа не поворачивается. Одновременно в работе находится большое количество пар нитей — иногда их число может доходить до пятисот.

Опытные кружевницы обычно используют узоры прямого или кругового направления. Образцы численных узоров передавались по наследству и плелись по памяти, но каждая кружевница выполняла их по — своему. Численное кружево плели исключительно из черных нитей, в которые через равное расстояние добавлялись элементы белого или цветного орнамента.

 

 

Образец михайловского численного кружева
Образец михайловского численного кружева из черных нитей

 

  • Парная техника плетения кружева — выполнялась по шаблону — сколку, на котором был нанесен рисунок будущего изделия. В определенных строчках нужные соединения нитей скреплялись с помощью булавок. Парное кружево было популярно и очень ценно тем, что его можно было сплести любой формы и ширины. В парных кружевах преобладали геометрические фигуры: ромбы, зигзаги, треугольники, которые связывались между собой с помощью кружевных элементов — » звездочек» или » паучков». Визуально их легко было принять за одну из разновидностей вышивки, декорированную мелким жемчугом. Центром их изготовления был город Елец.

 

Образец елецкого кружева
Образец елецкого кружева

 

  • Сцепная техника кружевоплетения — использовалась для изготовления изделий большого размера. В начале работы делали особую тесьму — вилюшку, которая проектировали и повторяла все изгибы будущего изделия. С помощью крючка и петель на ней закреплялись отдельно изготовленный детали.

 

Коклюшечное кружево, сцепная техника плетения
Коклюшечное кружево, сцепная техника плетения

 

Таким образом, получались крупные изделия ( скатерти и покрывала), сделанные методом сборки из отдельных кружевных элементов. Зачастую сцепные кружева прикреплялись к темному или цветному фону, чтобы тонкие и изящные нити узора не перепутывались.

 

Кружевная скатерть, сделанная в 1953 году в г. Елец Липецкой области
Кружевная скатерть, сделанная в 1953 году в г. Елец Липецкой области

 

Наибольшей известностью пользовались вологодские сцепные кружева. В характере их орнаментов преобладали изображения растительных и животных мотивов, среди которых были павлины и декоративные петухи.

 

Вологодские кружева для скатерти
Вологодские кружева для скатерти

 

Плотный рельефный узор был выделен с помощью ажурных, изящно сплетенных решеток. При этом каждый из используемых орнаментов назывался по — своему. Рукодельницы назвали элементы по их внешнему виду — » куриные лапки», » петушиные гребни» и » копытца».

Для улучшения декоративных качеств кружевного полотна, а также для разнообразия изделий мастера вплетали в белоснежное кружево золотые, серебристые или ярко — красные нити. Получались очень красивые образцы кружев, которые впоследствии применялись для украшения одежды.

Русские кружева всегда отличались большим разнообразием орнаментов и узоров.  К тому же, в каждом регионе были свои местные особенности плетения кружев, секреты изготовления которых передавались из поколения в поколение.

На сегодняшний день изящное кружево снова входит в моду. Кроме кружевных изделий ручной работы используется также машинный способ плетения кружев. А вручную его плетут не только опытные мастера, но и многие любители рукоделия — те, кто увлекается этим древнейшим видом народного промысла.

 

Работа кружевницы
Работа кружевницы

 

Кроме украшения многих предметов одежды, кружева также с успехом используются в качестве декоративных деталей в дизайне интерьера жилых помещений. Кружевными элементами можно украсить скатерть, покрывало на кровать или диван, шторы и занавески на кухне, и даже защитный полог над кроватью — балдахин. Впрочем, собственная фантазия подскажет вам, как еще можно использовать эти удивительные произведения народного искусства.

 

Кружевные элементы в декоре интерьера
Кружевные элементы в декоре интерьера

 

Русское кружево: 3 комментария

  1. Тонкость, рельефная скань обводом, обилие сквозных элементов и мелкие ячейки фонов делают елецкое многопарное кружево по своей изысканности редким для России. Оно никогда не имело в торговле своего подлинного названия, и только его музейные собрания свидетельствуют о мастерстве елецких кружевниц.

  2. Изделия российских кружевниц чрезвычайно популярны во всем мире. Во время посещения нашей страны многие иностранцы покупают многие виды изделий из кружев — скатерти и салфетки, одежду и некоторые элементы декора для интерьера ( например, тонкие и ажурные салфетки). При этом все восторгаются уникальным умением рукодельниц нашей страны.

  3. Узоры в захожском кружеве складывались соответственно кругу изделий. В каждом случае композиция строилась свободно, кружевница как бы собирала ее из готовых элементов. Геометрические рисунки составлялись из мотивов первой группы, растительные из второй, и, главным образом, из третьей. Все сочетания совершенно свободны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *