Киевская Лавра

киево - печерская лавра На протяжении девяти столетий складывался удивительный ансамбль Киево — Печерской Лавры. Из восьмидесяти сооружений — 37 памятников архитектуры XI — XVIII веков, яркие образцы древнерусского и украинского зодчества, живописи, резьбы по камню и дереву.

Основанный в середине XI века, один  из первых оплотов христианства на Руси, монастырь пользовался особым вниманием и поддержкой со стороны князей и бояр. » Князья и боляре… прихожаху… и тако пакы приношаху… от имений своих на утешение братии и на устроение монастырю…»

 

Ансамбль Киево - Печерской Лавры
Ансамбль Киево — Печерской Лавры

 

В 60 — х годах XI столетия сын Ярослава Мудрого Изяслав подарил монастырю холм над пещерами, на котором была построена небольшая деревянная церковь Успения Богородицы, а чуть позже его брат Святослав прирезал большой участок земли вблизи княжеского села Берестова, где и был возведен первый каменный храм — Успенский собор ( 1073 — 1089 годы). Об этом так гласит летопись: » … игумен и братия заложиши церковь велику и монастырь огородиша столпием, и кельи поставиша многи. И оттоле прозвался Печерский монастырь, беша бо преждии жили чернецы в печере».

Уже к концу XII столетия складывается основной архитектурный ансамбль комплекса, определив в общих чертах территорию и размещение построек последующих столетий: на южном холме — Дальних пещер, в ложбине — Ближних пещер, а на высоком плато — верхней части монастыря.

Композиционным центром и самым значительным сооружением ансамбля был Успенский собор. Богато украшенный настенной живописью, иконами, драгоценной церковной утварью, роскошной мозаикой и художественным шитьем, собор вполне отвечал своему назначению главного здания Лавры, где происходили торжественные богослужения и церемонии.

 

Успенский собор Киево - Печерской Лавры
Успенский собор Киево — Печерской Лавры

 

С величественными и торжественными формами Успенского собора живописно сочетались камерные масштабы одноглавой Троицкой церкви, расположенной над главным входом монастыря. Изящная, стройная, она воспринимается единым мажорным аккордом на фоне суровых монастырских стен. В XII веке эта уютная церковь была оборонительной башней, подобно знаменитым Золотым воротам.

 

Троицкая надвратная церковь
Троицкая надвратная церковь

 

Переступив порог кованых ворот Троицкой надбрамной церкви, сразу попадаешь в окружение гражданских сооружений, выполненных в стилистике архитектуры украинского барокко — бывших келий соборных старцев. Вытянувшиеся в длину корпуса сверкают белизной своих стен, яркая светотень от венчающего карниза корпусов с его многократным повторением полочек, валиков и выкружек удивительно сочетается с высокими ярко — зелеными крышами с заломом.

Влево от главных ворот заповедника через изящную арку можно пройти на территорию бывшего Больничного монастыря с небольшой церковью Николая — памятником архитектуры XVII столетия. Блеск золота, яркая синева грушевидного купола с золотыми звездами, белоснежные стены, слегка прикрытые стройными тополями, создают необыкновенное впечатление и надолго остаются в памяти.

 

Церковь Святого Николая в Киево - Печерской Лавре
Церковь Святого Николая в Киево — Печерской Лавре

 

На рубеже XI — XII столетий недалеко от Печерского монастыря в княжеском загородном селе Берестове была построена каменная церковь Спаса, которая служила родовой усыпальницей князей из рода Мономаха. В 1157 году в ней был захоронен основатель Москвы князь Юрий Долгорукий. Разрушенная во время нашествия татаро — монголов, церковь Спаса на Берестове была восстановлена в середине XVII века и вошла в общий комплекс Печерской лавры.

 

Церковь Спаса на Берестове
Церковь Спаса на Берестове

 

Удивительный по красоте ансамбль неоднократно подвергался разрушениям, переделкам и обновлениям. Так, в 1230 году он пострадал от землетрясения, в 1240 году был поврежден татаро — монголами, а в 1482 году — войском крымского хана. Но каждый раз разрушенные постройки успешно восстанавливали, в какой — то мере изменяя их внешний облик.

После воссоединения Украины с Россией в 1654 году и окончания национально — освободительной войны в развитии архитектурного комплекса Киево — Печерской лавры наступил новый этап. В монастыре возводятся новые церкви, кельи, типография, хозяйственные и крепостные сооружения. Среди этих построек особое место занимает первая в Киеве типография, основанная в 1615 году. Здесь работали талантливые мастера печатного дела, граверы Леонтий и Александр Тарасевичи, Илларион Мигура, Иннокентий Щирский, Григорий Левицкий.

По приказу Петра I верхняя часть Лавры в 1696 — 1701 годах была обнесена большой каменной крепостной стеной с башнями Кушника, Часовой, Онуфриевской, Малярной. Архитектурный облик и расположение башен Лавры определялись не только оборонными, но и архитектурными задачами.

22 апреля 1718 года Лавра была охвачена огнем. Погибли от пожара все деревянные сооружения монастыря, огромная библиотека с архивом ценнейших документов, типография, сгорел Успенский собор.

Царь Петр, гетман Украины, казацкая старшина пожертвовали на восстановление Лавры много золота и серебра. К новому строительству привлекаются видные архитекторы того времени — Й. Шедель, Ф. Васильев, В. Неелов, И. Мичурин, С. Ковнир, И. Григорович — Барский, инженеры Д. Дебоскет, С. Челакаев. Были отстроены Успенский собор, трапезная, Больничный монастырь и заново построены кельи соборных старцев, типография, Ковнировский и Экономический корпуса, кельи клирошан, колокольни на Дальних и Ближних пещерах, покои митрополита, дом наместника.

И над всем этим звонким многоголосым комплексом как дивное завершение возведена мощная башня Большой колокольни. Восьмигранная, четырехъярусная колокольня высотой 96.52  метра придает неповторимый силуэт ансамблю всего Киева. Сужающиеся кверху четыре яруса с арочными проемами для колоколов и большим количеством колонн как бы стремятся вознести увенчанный золотом могучий купол к самому небу.

 

Большая Лаврская колокольня
Большая Лаврская колокольня

 

В первые столетия своего существования монастырь сыграл важную роль  в развитии русской культуры, был центром летописания и житийной литературы. В XVI — XVII столетиях Киево — Печерская лавра стала одним из центров борьбы против окатоличевания украинского населения и против униатства. В Лавре были основаны типография ( 1615 год) и школа ( 1631 год), что способствовало распространению просвещения на Украине.

Крупный феодальный землевладелец — Киево — Печерская лавра на протяжении веков была одним из значительных центров религиозной пропаганды, который действовал при широкой поддержке правящей верхушки. На строительстве комплекса были задействованы десятки тысяч крепостных крестьян.

В 1926 году правительство Советской Украины, учитывая огромную историческую ценность архитектурного памятника, объявила территорию Лавры в размере 22 гектаров Государственным историко — культурным заповедником.

Третье по счету разорение претерпел уникальный архитектурный ансамбль в период фашистской оккупации. Был разграблен и разрушен памятник мирового зодчества — Успенский собор, повреждено 47 сооружений заповедника, в том числе Большая колокольня и церковь Спаса на Берестове, выведены из строя многие инженерные сооружения.

С освобождением Киева от гитлеровцев начинается новая страница восстановления каменной архитектурной летописи древнего монастыря. Поднятые из руин и пепла сооружения ансамбля как бы вновь воскресли и обрели прежнюю красоту и прелесть.

Лавра в картинах Юрия Химича

Юрий Химич
Юрий Химич

Многоликий и пленительный образ Киево — Печерской Лавры во всем ее многоголосии предстает в работах Юрия Ивановича Химича ( 1928 — 2003 годы жизни), выполненных гуашью. Из отдельных, наиболее характерных уголков лаврского пейзажа художник создает правдивый и волнующий архитектурный образ этого неповторимого творения украинского зодчества.

Одна из наиболее привлекательных черт произведений Ю. И. Химича — тот элемент неожиданности, который захватывает при первом же взгляде на его работы. Это не просто добросовестная и бесстрастная фиксация архитектурных форм, а художественный образ, всегда неповторимый, пронизанный определенным настроением и искренней влюбленностью художника в объект изображения.

 

Спас на Берестове - памятник архитектуры конца XI - начала XII века
Спас на Берестове — памятник архитектуры конца XI — начала XII века

 

Неожиданный ракурс, острое чувство архитектурной детали, своеобразное цветовое решение, сочетание живописных приемов с графическими, сложные эффекты освещения — все это помогает достигнуть большой эмоциональной насыщенности и выразительности.

 

Рядом с Троицкой надвратной - церковь Николая Больничного - камерное сооружение с одним куполом, украшенным золотыми звездами.
Рядом с Троицкой надвратной — церковь Николая Больничного — камерное сооружение с одним куполом, украшенным золотыми звездами.

 

Особенно выразительным выглядит цвет. Художник заставляет » звучать» каждый памятник — то торжественно и величественно в мажорном кипении красок, то мягко и нежно в тончайших соотношениях оттенков.

Есть в собрании несколько работ, в которых почти не фигурирует архитектура, но без них впечатление о Лавре было бы неполным. Это уголки сада в разное время года, заднепровские дали, небольшие дворики — та среда, в которой живут величественные памятники и которая неотделима от всего ансамбля.

 

Ансамбль на Дальних пещерах с юга.
Ансамбль на Дальних пещерах с юга.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *