Палермо — это главный город острова Сицилия, принадлежащего Италии. Среди его достопримечательностей особое место занимает музей смерти — катакомбы капуцинов, в которых хранятся мумифицированные тела горожан, умерших в период с XVI по XX век. Данный музей производит странное впечатление, но нисколько не пугает любопытных туристов.
История возникновения музея смерти
В обширных подвалах Капуцинского монастыря выставлено около восьми тысяч тел, большинство из которых принадлежит местной элите и выдающимся гражданам прошлого — священникам, аристократии и представителям других почетных профессий.
Практика мумификации тел умерших на Сицилии возникла в конце XVI века, когда местные отцы — капуцины обнаружили, что в катакомбах под их монастырем содержится некий таинственный консервант, который естественным образом задерживает процесс гниения трупов. Конечно, это действие было приписано святости самого места — монастыря капуцинов.
На самом деле, весь секрет чудесной сохранности тел на протяжении веков объясняется тем, что в катакомбах капуцинов царит особый микроклимат.
В воздухе практически нет бактерий, способствующих разложению и гниению тел, поэтому они просто усыхают, и процесс мумификации происходит естественным путем. Жаркие климатические условия Сицилии только способствуют этому.
Именно процессом естественного усыхания объясняется то, что конечности мумий перекручиваются в произвольном порядке, а сами тела со временем изгибаются в жутком причудливом танце.
Первое погребение было осуществлено в 1599 году. Это были мощи местного священника Сильвестро, отличавшегося особой праведностью. Всю свою жизнь Сильвестро отдал служению Богу, и после смерти занял свое почетное место в катакомбах капуцинов. Его мумифицированное тело так и сохранилось в смиренном положении, как будто монах и после смерти склоняется перед Всевышним.
Со временем мумификация вошла в моду, и желание быть погребенными таким нетрадиционным для христианства способом изъявили многие жители. В этом можно видеть естественное желание каждого человека оставить после себя хоть какой — то след, хоть какое — то воспоминание для потомков и будущих поколений.
В катакомбах представлен весь город Палермо прошлого — это мужчины и женщины, дети и подростки, супружеские пары и старики. Особенно трогательно выглядят фигурки детей, умерших в раннем возрасте. Невозможно без слез смотреть на малышку, стоящую рядом со своей матерью в этой жуткой экспозиции.
Кстати, многие люди не желали расставаться и после смерти. В музее смерти есть фигуры двух братьев, которые при жизни были талантливыми художниками. Они умерли один вслед за другим, и остались навечно вместе.
Все мумифицированные останки представлены, словно в жанровых сценках. Они могут быть повернутыми друг к другу, наклоненными в разные стороны, а также застывшими в безмолвной трагичной позе.
Некоторые фигуры застыли в одной позе, и усыхание коснулось их в малой степени. Таким образом, можно вполне увидеть черты и выражение лица усопшего человека.
Некоторые люди перед смертью в своем завещании указывали одежду, в которой желают быть выставленными, поэтому на большинстве мумифицированных фигур мы можем видеть праздничные наряды. На офицерах — мундиры, на женщинах — красивые платья и аксессуары.
Особое место занимали священнослужители. Мумии представителей духовенства размещали в отдельном помещении. Священников можно видеть в их парадном облачении, а монахов — в их повседневной сутане. Данная часть экспозиции интересна еще и тем, что по одежде можно узнать сан священнослужителя при жизни.
Состоятельные и известные люди также хотели увековечить свое тело подобным образом. Известна фигура посла Сицилии в США, который умер в 1912 году. Его тело поместили в катакомбы капуцинов в парадном мундире. Мумифицированные останки сохранились чудесным образом.
» Спящая красавица» в Палермо
Самая известная и прекрасная обитательница музея смерти в Палермо — это » спящая красавица» Розалия Ломбардо, которая была похоронена в катакомбах последней — в 1920 году. После этого власти навсегда запретили подобный способ погребения умерших.
Безутешные родители до такой степени не хотели терять свою любимую крохотную дочурку, что приняли решение бальзамировать тело. Для этого они нашли талантливого специалиста, чтобы он подготовил тело к вечному сну надлежащим образом.
Удивительная сохранность тела позволила создать полную иллюзию, что девочка Розалия на самом деле не умерла, а просто спит. Говорят, что врач, подготовивший тело, впоследствии умер, так и не выдав 300 — летнего секрета бальзамирования. Кстати, Розалия — это единственный экспонат в музее смерти, подвергшийся процедуре бальзамирования. Все остальные — это мумии, созданные под действием естественных факторов.
Таким образом, музей смерти в Палермо является уникальным местом, где каждый желающий может найти для себя много интересного и познавательного, несмотря на всю мрачность обстановки и жуткие экспонаты. Однако сразу следует учесть, что эта экскурсия под силу только людям с очень крепкими нервами.